Содержание, карта.

Фундамент научного знания это


Научного знания

тиворечий между знаниями, достигнутыми ею, и знаниями, полученными«соседними» с нею науками. Системность свойственна отдельным науч-ным теориям, она свойственна знанию, полученному данной специальнойнаукой, она является идеалом научного знания как такового.

К этому качеству очень тесно примыкает и сливается с ним тот при-знак научного знания, который передается термином «когерентность».Научное знание характеризуется, иначе говоря, согласованностью различ-ных его частей, отсутствием противоречий между его различными компо-нентами, оно характеризуется самосогласованностью. Очевидно, что толь-ко когерентная система знания может претендовать на истинность. О соот-ветствующей концепции истины мы пишем в разделе 5.1.2.2.

  1. Эмпирическая обоснованность научного знания

Научное знание - это знание эмпирически обоснованное. То есть,это знание, подтвержденное с помощью наблюдений, экспериментов и из-мерений. Конечно, всякая наука содержит знание гипотетическое, знание,которое может быть подтверждено, эмпирически обоснованно в будущем,а может быть и опровергнуто будущими наблюдениями, экспериментами,измерениями. Тем не менее, фундамент научного знания образуют знанияэмпирически подтвержденные.

Следует иметь в виду, что эмпирическое обоснование является оченьнепростой процедурой. О некоторых проблемах, связанных с таким обос-нованием, мы будем говорить ниже, обсуждая сформулированный неопо-зитивистами принцип верифицируемости (см. раздел 1.4.2.3.2). Во многихнауках эмпирическое обоснование вообще затруднительно. К таким нау-кам относится, в частности, математика. Весьма своеобразный характеримеет эмпирическое обоснование философских идей, принципов и кон-цепций.

Следует отметить также, что важной характеристикой научного зна-ния, наряду с его эмпирической подтверждаемостью, является также егоэмпирическая опровержимость, фальсифицируемость (см. об этом в разде-ле 1.4.2.3.4).

  1. Логическая последовательность, обоснованность, доказательность

Как уже отмечалось, научное познание - это рациональное пости-жение действительности. Следствием этого является то, что научное зна- ние стремится к логической последовательности, обоснованности, до-казательности.

Логическая последовательность научных рассуждений состоит в со-блюдении законов и правил логики. Без такого соблюдения рассуждениепревращается в хаотическую, бессвязную речь, которой, разумеется, не

место в науке. Обосновать определенное суждение (или систему сужде-ний) - это значит привести достаточные основания, делающие это сужде-ние убедительным, приемлемым.

В классической науке и философии ставилась задача достижения аб-солютного обоснования каждого положения, претендующего на истин-ность. Впоследствии стало очевидно, что всякое обосновывающее положе-ние в свою очередь нуждается в обосновании. В связи с этим известныйнемецкий философ Ханс Альберт писал: «Если для всего требуют обосно-вания, то нуждаются в обосновании также и знания, к которым сводитсякаждый раз подлежащая обоснованию точка зрения - или соответствую-щее множество высказываний. Это ведет к ситуации с тремя неприемле-мыми альтернативами... 1) регресс в бесконечность вызванный необхо-димостью при поиске оснований возвращаться все дальше назад, что, од-нако, практически не осуществимо и потому нельзя достичь надежного ос-нования; 2) логический круг в дедукции, возникающий в силу того, что впроцессе обоснования возвращаются к высказываниям, которые до этоговстречались уже как нуждающиеся в обосновании, и потому в любом слу-чае не ведет ни к какому достоверному основанию; 3) прерыв процессаобоснования в определенной точке, который хотя и кажется в принципеосуществимым, но повлек бы за собой произвольную отмену принципадостаточного обоснования»1. Поэтому в постклассической философии инауке отказались от идеала абсолютного обоснования. И, соответственно,сформулировали более реалистичную цель: достижение в каждом кон-кретном случае приемлемого, определяемого особенностями решаемой за-дачи, уровня обоснования знания.

Чрезвычайно велика в науке (особенно - в логико-математическихнауках) роль доказательств. Строго говоря, доказать некоторое суждение -значит логически (дедуктивно) вывести это суждение из других суждений(из аксиом в частности), истинность которых считается установленной.Частенько в понятие доказательства вкладывается гораздо более широкийсмысл. В таком - широком - смысле слова доказательство, по сути, ото-ждествляется с процедурой обоснования.

  1. Специализированность, предметность, дисциплинарность научно-го знания

Существенным признаком научного знания является его специали-зированность, предметность. У каждой науки есть свой предмет (обьект):тот фрагмент, сторона универсума, на который направлен познаватезьныйинтерес этой науки. Научное знание не есть некий набор сведений «обовсем понемногу». Оно не претендует также на статус всеобщности, оно не

Альберт X. Трактат о критическом разуме. М., 2003, с. 40.

есть знание о «всеобщем» (см. об этом также в разделе 2.4.3). Научноезнание всегда предметно: химическое знание - это знание о веществах и ихвзаимопревращениях; биологическое знание - это знание о биологическихсистемах и т.д.

Далеко не всегда и далеко не сразу та или иная наука достаточнострого может определить свой объект (предмет). История многих наукпредставляет собой незавершенный до нашего времени процесс предмет-ного самоопределения этих наук.

Добавим также, что специализированность, предметность научно-го знания проявляется в дисциплинарной организации научного зна-ния, научного познания, науки вообще. Иначе говоря, зрелая наука(классическая наука и более поздние стадии ее развития) всегда существу-ет в виде различных, многообразно взаимосвязанных друг с другом науч-ных дисциплин.

Отметим также, что многие современные исследования носят меж-дисциплинарный, комплексный характер, то есть их осуществление воз-можно лишь на пути сотрудничества представителей нескольких (или мно-гих) научных дисциплин.

  1. Объективность, адекватность, истинность научного знания

В непосредственной связи с предметностью находится такое качест-во научного знания, как объективность. Объективность научного знаниясостоит в том, что оно есть преимущественно и в идеале адекватное, ис-тинное знание о соответствующем объекте (предмете). В этом знании уст-ранены или специально оговорены, зафиксированы не присущие предметуисследования субъективные и субъективистские моменты.

Понятно, впрочем, что научное знание может быть получено толькочерез деятельность субъекта познания, поэтому в нем всегда присутствуетсубъектная составляющая. Иначе говоря, научное знание не может бытьполностью объективным, оно всегда в большей или меньшей степенисубъективно (об этом мы уже говорили в разделе 1.3.2).

Понятие истины - одно из наиболее важных понятий в науке. В тоже время оно является одним из самых спорных понятий. Многие совре-менные философы стремятся исключить это понятие из философии и нау-ки (см. об этом в разделе 5.1). Мы убеждены, что такое предложение явля-ется излишне категоричным и, по сути, неприемлемым. Действительно,исключение категории истины из философии и науки приведет, очевидно,к катастрофическим последствиям для этих секторов культуры, а затем идля культуры в целом. Ведь, исключив категорию истины, мы лишаемсмысла понятия и процедуры научного (философского) доказательства,обоснования, опровержения и т.д., то есть мы лишаем смысла важнейшиепонятия, нормы, идеалы науки и философии. Такое исключение, иначе го-

10. Основания научного знания

Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность. Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между теоретическим и эмпирическим уровнями знания, о которых уже говорилось. Дело в том, что структура научного знания не исчерпывается этими уровнями — она включает также и то, что принято называть основаниями научного знания. Помимо того, что благодаря этим основаниям достигается целостность предметной области, они определяют также стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного познания.

Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы познания, научную картину мира и философские основания.

11.История философии и история науки. Общее и различное.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Единство: Связь между философией и конкретными науками имеет не только исторический аспект, обусловленный тем, что все науки вычленялись из философии. Эта связь определяется тем, что и науки, и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако пути такого достижения истины неодинаковы, так как между наукой и философией имеется ряд серьезных различий.

Различия: Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерности бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия — химической, психология — психологической. При этом законы физики опосредствованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. В этом смысле истина в науке всегда опредмечена, и ученый смотрит на мир как бы сквозь призму предмета данной науки, отвлекаясь от присущих объекту других свойств. Математика не будут интересовать качественные характеристики объекта, а социологу будут безразличны вес и рост людей как элементов некоей социальной системы. Это огромное преимущество наук, позволяющее им бесконечно распространять методы своего познания вглубь данного предмета, но одновременно это и их слабость, не позволяющая выносить универсальные суждения о бытии. Философия же, в отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы всего мирового целого. Такая тесная взаимосвязь и ряд общих задач порождают два полюса (две крайности) отношения философии к науке. С одной стороны, философия пытается строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, создавая «могучие» натурфилософские системы, которые часто на поверку оказываются спекуляциями, оторванными от действительности. С другой — философия часто идет вслед за конкретной наукой и отказывается от обсуждения метафизической (прежде всего, ценностной) проблематики, сосредоточиваясь исключительно на обобщении фактов пауки. Но, кроме этой взаимосвязи, есть еще и сущностное родство между наукой и философией. Философия, выступая как теоретическое сознание, сама стремится быть наукой и по многим параметрам отвечает общенаучным критериям, которые, конечно, требуют серьезных уточнений.

Философия, при всех оговорках, является познавательной деятельностью, какой бы специфичной она ни казалась, поэтому результатом такой деятельности, как и в науке, выступает некая совокупность знаний. Более того, в определенной степени философия отвечает такому важному общему критерию научности, как принцип объективности. Принцип объективности формулируется в каждой науке и зависимости от ее предметной области. Но сама эта область может быть слишком узкой и описывать объективно лишь какую-то одну сторону предмета, объекта или явления.

Фундаментальная наука - это... Что такое Фундаментальная наука?

Фундаментальная наука — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные.

Задачи и функции

В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистомологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению[1], а в случае противоречия с конвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, но и нуждаются в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования.

Статус фундаментальных ЮНЕСКО присваивает исследованиям, которые способствуют открытию законов природы, пониманию взаимодействий между явлениями и объектами реальной действительности.

К основным функциям фундаментальных исследований относится — познавательная; непосредственной задачей является получение конкретных представлений о законах природы, которые обладают характерной общностью и стабильностью. К основным признакам фундаментальности относят:

а) концептуальную универсальность,

б) пространственно-временную общность.

Тем не менее, это не позволяет сделать вывод, что отличительной особенностью фундаментальности является отсутствие практической применимости, поскольку в процессе решения фундаментальных проблем закономерно открываются новые возможности и методы решения практических задач[2].

Государство, обладающее достаточным научным потенциалом, и стремящееся к его развитию, непременно способствует поддержке и развитию фундаментальных исследований, несмотря на то, что они зачастую не являются рентабельными.

Так вторая статья федерального закона России от 23 августа 1996 года за № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» даёт такое определение фундаментальным исследованиям:

Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

История и эволюция

Самым ярким примером, иллюстрирующим характерные особенности фундаментальной науки, конечно, может служить история исследований, связанных со строением материи, в частности — строения атома, практическую реализацию которые нашли, без преувеличения, только через сотни лет после зарождения начальных представлений атомизма, и через десятки — после оформления теории строения атома.

В каждой области знаний наблюдается подобный процесс, когда от первичного эмпирического субстрата, через гипотезу, эксперимент и теоретическое его осмысление, при соответствующем их развитии и расширении, совершенствовании методологии, наука приходит к определённым постулатам, способствующим, например, поиску и формированию количественно выраженных положений, являющихся теоретической основой и для дальнейших теоретических же иссследований, и для формирования задач прикладной науки.

Совершенствование инструментальной базы, как теоретической, так и экспериментальной, — практической, служит (в корректных условиях реализации), совершенствованию метода. То есть любая фундаментадная дисциплина и любое прикладное направление, способны, в определённой степени, взаимно участвовать в развитии понимания и решения их самостоятельных, но и общих задач: прикладная наука расширяет возможности исследовательского инструментария, как практического. так и теоретического, фундаментальной науки, которая, в свою очередь, результатами своих исследований, предоставляет теоретический инструмент и основу для развтия прикладной по соответствующей тематике. В этом кроется одна из основных причин необходимости поддержки фундаментальной науки, которая как правило не обладает возможностями самофинансирования.

Ошибки толкования

Об опасностях, которыми чревато неправильное понимание, и тем более — публичное освещение вопросов, имеющих отношение к достаточно сложным научным проблемам, предостерегал ещё М. В. Ломоносов в своём «Рассуждении об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1754); не теряют своей актуальности эти опасения и по сей день[3][4]. Справедливы они и в отношении случающегося ныне толкования роли и значения фундаментальных наук, — отнесения к их компетенции исследований иной «жанровой» принадлежности[2].

Характерна ситуация, когда наблюдается непонимание самих терминов фундаментальная наука и фундаментальные исследования, — неправильное их употребление, и когда за фундаментальностью в контексте такого использования стоит обстоятельность какого-либо научного проекта. Такие исследования, в большинстве случаев, имеют отношение к масштабным изысканиям в пределах прикладных наук, к большим работам, подчинённым интересам тех или иных отраслей промышленности и т. п. Здесь за фундаментальностью стоит только атрибут значительности, притом никоим образом их нельзя отнести к фундаментальным — в том значении, о котором сказано выше. Именно такое неправильное понимание порождает деформацию представлений об истинном смысле действительно фундаментальной науки (в терминах современного науковедения), которая начинает расцениваеться исключительно как «чистая наука»[5] в самом превратном толковании, т. е. как наука оторванная от реальных практических потребностей, как обслуживающая, например, корпоративные проблемы яйцеголовых[6][2].

Достаточно быстрое развитие техники и системных методов (в отношении реализации полученного и давно «предсказанного» фундаментальной наукой) создаёт условия для иного рода неправильной классификации научных исследований, когда новое их направление, принадлежащее к области — междисциплинарных, расценивается как успех освоения технологической базы или наоборот, представляется только в виде линии развития — фундаментальных. В то время как последним эти научные исследования, действительно, обязаны своим происхождением, но имеют в большей степени отношение — к прикладным, и лишь косвенно служат развитию фундаментальной науки[2].

Примером тому могут служить нанотехнологии, основа которых сравнительно недавно, по срокам развития науки, была заложена, в числе многих других направлений фундаментальных исследований, — коллоидной химией, изучением дисперсных систем и поверхностных явлений. Однако это не значит, что лежащие в основе той или иной новой технологии фундаментальные исследования должны быть полностью подчинены ей, поглотив обеспечение других направлений; когда возникает опасность перепрофилирования в отраслевые научно-исследовательских учреждений, призванных заниматься фундаментальными исследованиями достаточно широкого диапазона[1].

См. также

Примечания

  • Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. 1989
  • Научное открытие и его восприятие. Проблемы и исследования. М.: Наука. 1971
  • Рачков П. А. Науковедение. Проблемы, структура, элементы. — М.: Издательство Московского университета. 1974
  • Очерки истории и теории развития науки. Науковедение: проблемы и исследования. — М.: Мысль. 1969
  • Смирнов С. Г. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона. — М.: МИРОС — МАИК «Наука/Интерпериодика». 2001 ISBN 5-7084-0210-5 ISBN 5-7846-0067-2
  • Уэвелл В. История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени в 3-х томах. Перевод с 3-го английского издания М. А. Антоновича и А. Н. Пыпина. СПб: Издание Русской Книжной Торговли. 1867-1869
  • Гейзенберг В. Шаги за горизонт. — М.: Прогресс. 1987
  • Луи де Бройль. По тропам науки. — М.: Издательство иностранной литературы. 1962
  • Краткий миг торжества. О том, как делаются научные открытия. — М.: Наука. 1988 ISBN 5-02-007779-8
  • Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Общая редакция и вступительная статья Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс. 1988 ISBN 5-01-001035-6
  • Волкова В. Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — СПб.: Издательство СПбГТУ. 2006
  • Кузнецов Б. Г. Современная наука и философия: Пути фундаментальных исследований и перспективы философии. — М.: Политиздат. 1981

4.4 Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования. Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания

Вспомним, что в структуре научного познания выделяются три основных уровня: 1. эмпирическое познание; 2. теоретическое познание; 3. метатеория (основания науки).

Рассмотрим более детально содержание метатеории. Метатеория (основания науки) является признаком состоявшейся науки, находящейся на довольно высоком этапе развития.

Основания науки имеют многослойное строение. Можно выделить три структурных элемента в основаниях науки:

1. Идеалы и нормы научного познания

2. Философские основания науки

3. Научная картина мира

Идеалы науки – это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.

Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся характер. Например, идеалом классической науки XVII-XIX вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено – прошлое, настоящее, будущее.

Идеалом понимания причинности в неклассической науке (конец XIX-XX вв.) является статистическая трактовка причинности. Здесь причинность носит вероятностный характер – события жестко не предопределены. Большое значение в наступлении того или иного события придаётся случайности.

Основные идеалы и нормы научного познания:

1. Непротиворечивость – речь идёт о формальной непротиворечивости, т.е. одно высказывание в сфере мышления не должно противоречить другому высказыванию.

2. Принципиальная проверяемость – верификация. Данная ценность особенно значима в науках, которые имеют дело с конкретными фактами в виде определенных наблюдений, экспериментов.

3. Принципиальная возможность фальсификации, т.е. допущение возможности опровержения того или иного научного положения.

4. Организованность и системность. Это значит, что каждый новый результат науки опирается на предыдущий результат. Кроме этого, каждое новое высказывание в науке выводится из других истинных и доказанных высказываний. Например, в математике такими высказываниями являются аксиомы. В конкретных естественных науках такими высказываниями являются законы.

5. Принцип точности – этот идеал ориентирует ученого на выражение результатов исследования в точной количественной математической форме. Данный идеал особенно ценится в естественных и технических науках.

6. Принцип преемственности в развитии научного познания. Ученые должны стремиться к пониманию связи своей теории с предшествующими теориями. И. Ньютону принадлежит высказывание: «Я стоял на плечах гигантов».

7. Идеал научного объяснения – задача науки состоит в адекватном объяснении мира.

8. Идеал предсказания – наука ценится, когда может предсказывать явления и события.

9. Для современной науки особо ценным является идеал возможности практического использования научных выводов в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.

Философские основания науки

На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук. Две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний – философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.

Философские основания включают в себя четыре вида оснований:

1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и т.д.

2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.

3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики – искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.

4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей – от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии – этика.

Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением Демокрита. Демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в пространстве. Ученик Демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу. Демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея Демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и Д. Менделеев.


Смотрите также