8-495-589-8-123
8-926-633-94-78
Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
Под содержанием образования следует понимать:
1) систему научных знаний, практических умений и навыков;
2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;
3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:
1) физическое воспитание и образование;
2) эстетическое воспитание;
3) трудовое воспитание;
4) умственное воспитание;
5) нравственное воспитание.
Составные части каждого направления содержания воспитания:
1) знания;
2) навыки;
3) умения;
4) способности.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:
1) в понятиях;
2) в категориях;
3) в принципах;
4) в законах и закономерностях;
5) в идеях;
6) в символах;
7) в концепциях;
8) в теориях.
Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.
Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.
Государственный стандарт общего образования – совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт общего образования устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ. Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:
1) равные возможности для всех граждан в получении качественного общего образования;
2) единство образовательного пространства в Российской Федерации;
3) академические свободы обучающихся и педагогических работников;
4) академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;
5) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
6) преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования.
7) социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
8) право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.
ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
Под содержанием образования следует понимать:
1) систему научных знаний, практических умений и навыков;
2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;
3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:
1) физическое воспитание и образование;
2) эстетическое воспитание;
3) трудовое воспитание;
4) умственное воспитание;
5) нравственное воспитание.
Составные части каждого направления содержания воспитания:
1) знания;
2) навыки;
3) умения;
4) способности.
Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:
1) в понятиях;
2) в категориях;
3) в принципах;
4) в законах и закономерностях;
5) в идеях;
6) в символах;
7) в концепциях;
8) в теориях.
Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.
Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.
Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:
1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;
2) обеспечивать умственное развитие;
3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;
4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:
1) содержание образования строится на строго научной основе;
2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;
3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;
4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;
5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;
6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;
7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;
8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.
Следующая глава
В современной педагогике принято проводить различие между государственным и негосударственным образованием. Термин «государственное образование» подразумевает, во-первых, существование специальных учреждений (школ, училищ, техникумов, вузов и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, необходимых в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии:
Поэтому деятельность системы государственного образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.
Под негосударственным образованием понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т. д. Негосударственное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к общей системе образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.
По определению, сформулированному В. С. Ледневым, образование представляет собой «общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами»[1]. Понятно, что вне нормативов система образования нормально функционировать не может. Но под стандартизацией следует понимать не столько жесткую регламентацию в организации и развитии системы образования, сколько средство стимулирования ее к саморазвитию и самосовершенствованию. Отсюда логически вытекает необходимость иного рассмотрения содержания образования и возможных вариативных путей его стандартизации.
Содержание образования в структуре человеческой деятельности выступает тем средством, овладение которым еще в школьном возрасте, а затем и в процессе профессионального становления, и в широких сферах социальной адаптации приучает человека к тому, что он осмысленно конструирует свой жизненный путь, отношения и выбор в социальном пространстве. Следует отметить, что стандартизация содержания общего образования посредством базисного учебного плана (или иного нормативного документа, выполняющего ту же функцию) является общей тенденцией реформаторских процессов в образовании в различных странах.
В Российской Федерации содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
Содержание является тем уникальным основополагающим стержнем, который достаточно прочно и в то же время достаточно гибко соединяет все уровни системы образования, определяет их последовательность и преемственность. Воздействие на содержание образования, эволюционные и/или революционные его изменения влекут за собой изменение остальных компонентов системы. Содержание образования также влияет на учебно-методический комплекс, методы и формы обучения.
В то же время, в современных условиях его не следует однозначно (как это было принято ранее) определять как совокупность знаний умений и навыков, а трактовать расширительно с учетом современных тенденций развития образования. Весьма значительный вклад в создание обобщенной концепции содержания образования сделали М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер и В. В. Краевский[3]. По их мнению, потребность не только в знающем члене общества, но и в способном к творчеству, ответственном за свою судьбу и судьбу окружающего мира приводит к расширенному пониманию содержания образования.
Содержание образования, по мнению В. С. Леднева, Л. М. Перми- нова и других ученых, характеризуется, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности, в-третьих, психическим и физическим развитием человека. А поскольку ведущим видом деятельности в образовании является учебная, направленная в первую очередь на усвоение опыта и развитие индивидуальности школьника, то в структуре содержания образования в полном объеме отражается структура опыта личности, выражающаяся пересекающимися между собой группами компонентов:
Возникает вполне закономерный вопрос: как подвергнуть стандартизации содержание образования, чтобы иметь достаточно педагогического простора для формирования сфер индивидуальности и компонентов личности Школьника, учитывая, что содержание образования охватывает, не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, технологию, методы и формы обучения, поскольку качества личности, содержание воспитания и развития во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается?[4]
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» стандарт образования включает:
Содержание образования является одним из компонентов процесса обучения, включающее в себя общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время, не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить «исследователя-энциклопедиста», «широкообразованного естественника», «гуманитария-краеведа». Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.
Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.
Сторонники теории формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних — латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое «классическое» образование.
Сторонники теории материального образования (Спенсер, Гекели и др.) думали, что источником знаний является опыт (материал учебных предметов), поэтому необходимо воспитание людей, обладающих основательной естественно-научной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования должна служить степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое «реальное/материальное» образование.
В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Ю. К. Бабанский, И. Ф. Харламов).
Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: ею является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития.
Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (от лат. pragma — действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Дж. Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности, учить тому, что пригодится в жизни. Эта концепция не получила поддержки, так как, несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.
В педагогике существует принцип связи школы с жизнью общества. Но должен быть еще и принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социо- центрическому — ущербному виду мышления, (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать потребности не только общества, но и индивида.
Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений. Социальный опыт не ограничивается суммой знаний, подлежащих усвоению. Он включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет собой специфический вид содержания образования:
Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека, способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать:
Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами. Содержание учебных предметов представлено в учебных программах, учебниках, пособиях и т. д.
Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязательном порядке:
Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, которые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образования. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.
Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, он отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.
Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность. В чем эти ошибки?
Известно, что в вузы поступает около трети выпускников школы. Реагируя только на этот факт, во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору: можно было снизить требования к «невузовским» учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития школьников и уровня их общеобразовательной подготовки. Вторая ошибка заключается в том, что, усиливая гуманитарный аспект содержания образования, школы, в то же время, меньше уделяют внимания основам наук. В результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся.
Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом предусмотрено:
Стандарт предусматривает получение результатов, ориентированных не только на предметные знания и умения, но и на общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культуру поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.
Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о получении определенного уровня развития основных сфер и сформированное™ ценностных ориентаций, обеспечивающих:
Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.
Содержание образования является основным сущностным элементом в Государственном стандарте и рассматривается как фактор, влияющий на познавательный и жизненный опыт ученика, формирующий ценностное отношение к знаниям и самому себе как развивающейся личности, и является главным объектом стандартизации лишь в той части, которая не приводит к унификации мыслительной деятельности школьников и ограничению Творческой инициативы педагогов.
Содержание образования очеловечивается, обогащается в реальном образовательном процессе за счет профессионально-личностного опыта учителя и ученика.
Основные понятия: содержание образования, учебные документы. Требования к усвоению понятия «содержание образования»:
Содержательный блок
Дидактический аспект: содержание образования — дидактическая категория, один из основных компонентов процесса обучения, система, включающая четыре элемента, отражающих социальный опыт (знания, опыт воспроизводящей и творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру); обладает функциями (информационная, социализации, развивающая, коммуникативная); имеет три стороны (аксиологическую, информативную, деятельностную). Содержание образования отражено в учебных документах (госстандарт, учебные планы, программы, учебники, пособия).
Психологический аспект: содержание образования учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся, имеет доступный объем, форму представления, уровень сложности, обеспечивает развивающую и воспитывающую функцию процесса обучения.
Методический аспект: содержание образования включает все необходимые элементы для усвоения изучаемой темы, последовательность их возникновения подчиняется логике ее изучения, конкретное содержание вариативно.
Задания
Учебно-исследовательская работа — написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем.
Контрольный блок
Понятие «стандарт» предполагает некий принимаемый за исходный образец, эталон, модель для сопоставления с ним других подобных объектов. Он может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования различного характера. По отношению к образованию этот термин стал использоваться сравнительно недавно в результате реформирования системы образования и получил правовое закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании». В частности, в ст. 7 определяется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, порядок разработки, утверждения и введения которых определяется Правительством Российской Федерации. Эти стандарты из области законодательства, опережающего реальное состояние системы образования, переходят в стадию разработки и реального внедрения в практику.
Образовательный стандарт есть совокупность общественно и профессионально признанных норм и требований к уровню подготовленности выпускника к данной образовательной системе, отражающих цели ее функционирования и развития.
При разработке государственных образовательных стандартов чрезвычайно важно, во-первых, рассматривать их во взаимосвязи, во-вторых, увязывать с целями функционирования и развития образовательной системы, определяемыми социальным заказом общества.
Несомненно, что разработка и использование стандартов является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее систематизации в соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества.
По сути, стандарт образования, определяемый в рамках федерального и национально-регионального компонентов, является вариативной основой для разработки базисного учебного плана. Последний в свою очередь включает республиканский, региональный и школьный компоненты. Причем наполнение первых двух остается прерогативой научно- исследовательских учреждений, а формирование школьного компонента содержания образования становится проблемой конкретного педагогического коллектива и самого учителя. В этой связи по отношению к стандарту общего среднего образования выдвигается ряд требований.
Для более полного понимания сущности государственного стандарта общего среднего образования следует обратиться к его основополагающим функциям.
Функция сохранения единого образовательного пространства считается особенно значимой в период перехода от унитарной школы к эпохе вариативных образовательных программ. Стандартизация предполагает в этом случае возможность учета интересов различных представителей конкретных социальных групп, где наиболее значимыми факторами являются социальная предметность и социальная преемственность. Образовательные стандарты должны играть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ. Фиксируя объем и уровень полноценного образования, они должны служить основой для разработки вариативных учебных программ и учебных комплектов.
Функция социального гарантирования направлена на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий для улучшения способности выпускников школ к социальному функционированию. Образовательные стандарты осуществляют социально-технологическое сопровождение социальных гарантий, включая разработку различных нормативов, определяющих верхние и нижние границы уровня и качества бесплатных образовательных услуг, для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Образовательный стандарт должен гарантировать и социальное развитие, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в общественной жизни или отдельных ее компонентах: социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах.
| ||
Ее реализация связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения. Стандарт предусматривает использование системы объективных измерителей качества подготовки учащихся. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создает условия для принятия обоснованных управленческих решений всеми: от учителя до органов федерального уровня. Общеобразовательные стандарты фиксируют базовый объем содержания образования и требования к качеству обученности школьников. Эта функция, принципиально важная для демократизации школьного образования, связана с тем влиянием, которое стандарты оказывают на совершенствование учебного процесса в школе. Определение минимально достаточных требований к обученности дает возможность для дифференциации обучения, для овладения материалом на различных уровнях. Возникает предпосылка для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнить государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки и имеет право двигаться в овладении содержанием образования дальше. Возможность ограничиться при изучении трудного или нелюбимого учебного предмета минимальными требованиями снижает нагрузку и позволяет ученику полнее реализовать свои интересы и склонности. Открытая и четкая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно и индивидуально выбирать наиболее приемлемые для него пути своего развития. Такой подход к содержанию образования снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения. Это может внести значительный вклад в становление личности и укрепление здоровья школьника. |
В современной дидактике содержание образования определяется как …
система знаний, умений и навыков (ЗУНов), опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру
педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества
обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации
Система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, называется …
содержанием образованием
образованием
воспитанием
обучением
(Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Профессиональное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности)
Различают содержание … и … образования.
общего
профессионального
основного
дополнительного
Важнейшими компонентами содержания образования являются …
научные знания
умения и навыки
учебные программы
учебные планы
С точки зрения знаниево-ориентированного подхода в понятие «содержание образования» входит …
система научных знаний
практические умения и навыки
личностные качества
социальный опыт
К основным теориям формирования содержания образования конца XVIII – нач. XIX в. относятся теории …
материального содержания образования
формального содержания образования
дидактического прагматизма формирования содержания образования
операциональной структуризации содержания образования
(К основным теориям формирования содержания образования конца XVIII – нач. XIX в. относится теория материального содержания образования, идея которой заключается в том, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки, а также теория формального содержания образования, в которой обучение рассматривалось как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления)
С позиций теории … обучение рассматривается как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания и памяти.
формального содержания образования
материального содержания образования
дидактического прагматизма
энциклопедизма
(Теорию формального содержания образования разделяли такие известные педагоги, как Д. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.)
Проблему структуры содержания образования разрабатывали …
И. Я. Лернер
М. Н. Скаткин
В. А. Караковский
Л. И. Новикова
(Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя: основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе)
К принципам отбора содержания образования относятся принципы …
единой содержательной и процессуальной стороны обучения
структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования
сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности учащихся
связи воспитания с жизнью
(В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским. Прежде всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация)
Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан …
с созданием условий для активного освоения школьниками общечеловеческой культуры
с мировоззренческой подготовкой школьников
с отбором технологий обучения
с распределением предметов по годам обучения
(Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в самую «ткань» содержания общего образования, во все учебные предметы. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам. Принцип гуманитаризации содержания общего образования имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений))
Принцип гуманизации содержания общего образования предполагает …
активное творческое и практическое освоение общечеловеческой культуры
формирование гуманитарной культуры личности
интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания
установление преемственности и междисциплинарных связей
Принцип фундаментализации содержания образования предполагает …
интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания
установление преемственности и междисциплинарных связей
обязательный учет особенностей организации педагогического процесса
включение в содержание образования знаний, умений и навыков, отражающих современный уровень развития науки и техники
(Обучение в этой связи предстает не только способом получения знаний, формирования умений и навыков, но и является средством вооружения школьников методами приобретения знаний, умений и навыков)
Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности требует …
включения в содержание общего образования традиционно необходимых знаний, умений и навыков
включения в содержание общего образования знаний, отражающих современный уровень развития социума и научного знания
учета принципов и технологии передачи и усвоения содержания образования
соблюдения последовательности тем учебного предмета
Государственный образовательный стандарт направлен на …
нормирование конечного результата обучения
сохранение баланса интересов и компетенций государства, региона и школы
жесткую регламентацию учебного процесса
ограничение педагогического творчества
Помимо критериально-оценочной к основным функциям образовательного стандарта относятся функции …
гуманизации образования
обеспечения права на полноценное образование
дифференциации обучения
индивидуализации образования
(К основным функциям образовательного стандарта относятся критериально-оценочная функция, функции обеспечения права на полноценное образование, сохранения единства образовательного пространства, гуманизации образования, управления, повышения качества образования. Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющая реализовать субъектную позицию в обучении. Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией Российской Федерации образование, соответствующее полноценному развитию личности)
К документам, регламентирующим содержание образования, относятся …
учебный план
учебная программа
приказы директора школы
Устав школы
(Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение)
Учебный план – нормативный документ, определяющий …
состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении
распределение предметов по годам обучения
круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению
последовательность тем учебного предмета
В структуре учебного плана выделяют … и … часть.
инвариантную
вариативную
общеобразовательную
профессиональную
(Инвариантная часть обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам. Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности)
К вариативной части базисного учебного плана относятся … компоненты.
региональный
административный
индивидуальный
федеральный
(Региональный компонент учитывает наличие национальных, региональных и местных социокультурных особенностей, традиций. Административный компонент определяет специфику школы, в частности, профили, которые в ней реализуются)
Нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, называется …
учебной программой
перспективно-тематическим планом
учебным планом
федеральным государственным образовательным стандартом
(Учебная программа включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В каждой программе дается пояснительная записка, в которой разъясняются образовательные, воспитательные и развивающие задачи учебного предмета, кратко характеризуются психолого-педагогические и методические подходы к изучению программы и методам преподавания, обращается внимание на особенности и трудности усвоения детьми отдельных тем и вопросов, а также трудности при формировании некоторых навыков и умений)
Учебная программа – нормативный документ, в котором определяются …
круг основных знаний, навыков и умений по отдельному учебному предмету
последовательность тем учебного предмета
состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении
распределение предметов по годам обучения
Учебная программа – нормативный документ, определяющий …
содержание образования по каждому учебному предмету
объем времени, выделяемого как на изучение предметов в целом, так и на каждый раздел и тему
итоговое количество часов, финансируемое государством
продолжительность обучения – общую и по каждой ступени
Пояснительная записка учебной программы содержит …
основные задачи учебного предмета
ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета
тематический план
возможные виды занятий
К структурным способам изложения учебного материала в учебных программах относятся … способы.
концентрический
линейный
проблемно–поисковый
репродуктивный
(Исторически сложились 2 структурных способа изложения учебного материала в учебных программах: концентрический и линейный. В последнее время получает распространение спиральный способ изложения. Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой последующей ступени является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. При концентрической системе обучения материал данной ступени обучения в усложненном виде изучается на следующих ступенях)
Структурный способ изложения учебного материала, при котором материал данной ступени обучения в усложненном виде изучается на следующих ступенях, называется …
концентрическим
линейным
спиральным
разветвленным
(Концетрический способ построения учебных программ допускает, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей)
Рабочие учебные программы …
разрабатываются на базе типовых программ
отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении
разрабатываются высококвалифицированными, творчески работающими учителями
содержат общие рекомендации методического характера
(Рабочие учебные программы утверждаются педагогическим советом школы)
Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в …
учебниках
учебных пособиях
энциклопедиях
справочниках
(В учебниках и учебных пособиях изучаемый материал по каждому предмету расчленяется на отдельные темы и дается его фактическое изложение. В учебниках также содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников, материал для тренировочных упражнений. Среди учебных пособий различают: хрестоматии по предметам, сборники упражнений, контурные карты и т.д.)
Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с …
целями обучения
установленной программой обучения
определенными авторскими позициями
требованиями учителя
Традиционно учебные предметы в общеобразовательной школе делят на … дисциплины.
естественно-математические
гуманитарные
технические
развивающие