Содержание, карта.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности


20.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

21.Государственный образовательный стандарт

Государственный стандарт общего образования – совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт общего образования устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ. Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:

1) равные возможности для всех граждан в получении качественного общего образования;

2) единство образовательного пространства в Российской Федерации;

3) академические свободы обучающихся и педагогических работников;

4) академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;

5) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

6) преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования.

7) социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;

8) право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Под содержанием образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Выделяются основные направления содержания воспитания и образования:

1) физическое воспитание и образование;

2) эстетическое воспитание;

3) трудовое воспитание;

4) умственное воспитание;

5) нравственное воспитание.

Составные части каждого направления содержания воспитания:

1) знания;

2) навыки;

3) умения;

4) способности.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание может быть выражено:

1) в понятиях;

2) в категориях;

3) в принципах;

4) в законах и закономерностях;

5) в идеях;

6) в символах;

7) в концепциях;

8) в теориях.

Навыки состоят из приемов контроля и приемов регулирования. Они рассматриваются как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:

1) содержание образования строится на строго научной основе;

2) содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;

3) учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;

4) содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;

5) содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;

6) образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;

7) образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;

8) содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.

Следующая глава

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

В современной педагогике принято проводить различие между государственным и негосударственным образованием. Термин «государственное образование» подразумевает, во-первых, существование специальных учреждений (школ, училищ, техникумов, вузов и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, необходимых в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии:

  • а) с нормативным каноном личности (гражданина), принятым в данном обществе;
  • б) с нормативными требованиями к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей.

Поэтому деятельность системы государственного образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.

Под негосударственным образованием понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т. д. Негосударственное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к общей системе образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

По определению, сформулированному В. С. Ледневым, образование представляет собой «общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами»[1]. Понятно, что вне нормативов система образования нормально функционировать не может. Но под стандартизацией следует понимать не столько жесткую регламентацию в организации и развитии системы образования, сколько средство стимулирования ее к саморазвитию и самосовершенствованию. Отсюда логически вытекает необходимость иного рассмотрения содержания образования и возможных вариативных путей его стандартизации.

Содержание образования в структуре человеческой деятельности выступает тем средством, овладение которым еще в школьном возрасте, а затем и в процессе профессионального становления, и в широких сферах социальной адаптации приучает человека к тому, что он осмысленно конструирует свой жизненный путь, отношения и выбор в социальном пространстве. Следует отметить, что стандартизация содержания общего образования посредством базисного учебного плана (или иного нормативного документа, выполняющего ту же функцию) является общей тенденцией реформаторских процессов в образовании в различных странах.

В Российской Федерации содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

  • • на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • • на развитие гражданского общества;
  • • на укрепление и совершенствование правового государства[2].

Содержание является тем уникальным основополагающим стержнем, который достаточно прочно и в то же время достаточно гибко соединяет все уровни системы образования, определяет их последовательность и преемственность. Воздействие на содержание образования, эволюционные и/или революционные его изменения влекут за собой изменение остальных компонентов системы. Содержание образования также влияет на учебно-методический комплекс, методы и формы обучения.

В то же время, в современных условиях его не следует однозначно (как это было принято ранее) определять как совокупность знаний умений и навыков, а трактовать расширительно с учетом современных тенденций развития образования. Весьма значительный вклад в создание обобщенной концепции содержания образования сделали М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер и В. В. Краевский[3]. По их мнению, потребность не только в знающем члене общества, но и в способном к творчеству, ответственном за свою судьбу и судьбу окружающего мира приводит к расширенному пониманию содержания образования.

Содержание образования, по мнению В. С. Леднева, Л. М. Перми- нова и других ученых, характеризуется, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств поведения личности, в-третьих, психическим и физическим развитием человека. А поскольку ведущим видом деятельности в образовании является учебная, направленная в первую очередь на усвоение опыта и развитие индивидуальности школьника, то в структуре содержания образования в полном объеме отражается структура опыта личности, выражающаяся пересекающимися между собой группами компонентов:

  • 1. Качества личности, соответствующие наиболее общей структуре деятельности (базовая культура, направленность личности, трудовые качества, информационная, коммуникативная, эстетическая и физическая культура).
  • 2. Основные сферы индивидуальности, соответствующие общему развитию школьника (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, саморегуляции и экзистенциальная).
  • 3. Опыт предметной деятельности, дифференцируемый по степени общности ее видов (общее и специальное образование, а также их «пересечение» — политехническое образование).
  • 4. Опыт личности, дифференцируемый по принципу теория — практика (знания и умения).
  • 5. Опыт личности, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность).

Возникает вполне закономерный вопрос: как подвергнуть стандартизации содержание образования, чтобы иметь достаточно педагогического простора для формирования сфер индивидуальности и компонентов личности Школьника, учитывая, что содержание образования охватывает, не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, технологию, методы и формы обучения, поскольку качества личности, содержание воспитания и развития во многом зависят не только от того, что изучается, но и от того, как изучается?[4]

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» стандарт образования включает:

  • • описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки и требований к минимально необходимому качеству подготовки учащихся в рамках указанного объема содержания;
  • • максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения;
  • • требования к уровню подготовки выпускников. Установить эти показатели возможно лишь при условии, если стандартом определен минимальный и притом функционально полный набор изучаемых областей применительно к каждой из ступеней образования. В настоящее время выделяются два основных вида дифференциации содержания обучения: уровневое и профильное. Первое предусматривает формирование повышенных уровней овладения материалом на основе требований к обязательной подготовке учащихся. Второе означает объединение учащихся в относительно стабильные группы, где идет обучение предмету по особым программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и умениям школьников. Следовательно, стандарт не есть программа по предмету, он не предназначен для того, чтобы диктовать, как следует учить. По стандарту, как по базисному плану, не будет работать ни одна школа: учителя и ученики работают по программам и учебникам. Но также как на основе базисного плана строится учебный план школы, так и на основе стандарта строятся различные программы образовательных учреждений. Это дает достаточную, на наш взгляд, возможность для обеспечения вариативности образования, которая может быть реализована, как минимум, при двух условиях:
    • а) если стандарт обеспечит существенное сокращение объема обязательного содержания образования;
    • б) если будет четко прописана гибкая процедура применения стандарта для управления и контроля.

Содержание образования является одним из компонентов процесса обучения, включающее в себя общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время, не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить «исследователя-энциклопедиста», «широкообразованного естественника», «гуманитария-краеведа». Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.

Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.

Сторонники теории формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних — латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое «классическое» образование.

Сторонники теории материального образования (Спенсер, Гекели и др.) думали, что источником знаний является опыт (материал учебных предметов), поэтому необходимо воспитание людей, обладающих основательной естественно-научной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования должна служить степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое «реальное/материальное» образование.

В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Ю. К. Бабанский, И. Ф. Харламов).

Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: ею является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (от лат. pragma — действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Дж. Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности, учить тому, что пригодится в жизни. Эта концепция не получила поддержки, так как, несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

В педагогике существует принцип связи школы с жизнью общества. Но должен быть еще и принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социо- центрическому — ущербному виду мышления, (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать потребности не только общества, но и индивида.

Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений. Социальный опыт не ограничивается суммой знаний, подлежащих усвоению. Он включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет собой специфический вид содержания образования:

  • • знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
  • • опыт осуществления известных способов деятельности;
  • • опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;
  • • опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека, способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать:

  • • систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер;
  • • систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, т. е. способствующих процессу его социализации.

Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами. Содержание учебных предметов представлено в учебных программах, учебниках, пособиях и т. д.

Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:

  • • соответствие социальному заказу общества;
  • • соответствие потребностям учащихся;
  • • соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязательном порядке:

  • • минимум содержания основных образовательных программ;
  • • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • • требования к уровню подготовки выпускников школы.

Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, которые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образования. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учителю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.

Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение. Являясь государственной нормой образованности, он отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность. В чем эти ошибки?

Известно, что в вузы поступает около трети выпускников школы. Реагируя только на этот факт, во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору: можно было снизить требования к «невузовским» учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития школьников и уровня их общеобразовательной подготовки. Вторая ошибка заключается в том, что, усиливая гуманитарный аспект содержания образования, школы, в то же время, меньше уделяют внимания основам наук. В результате произошло снижение физико-математической подготовки учащихся.

Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержания образования, стандартом предусмотрено:

  • • выделение ядра образования, обязательного для всех школ;
  • • усиление значимости гуманитарных аспектов содержания образования;
  • • сохранение внимания к естественно-математическому циклу предметов;
  • • усиление внимания к развитию школьников; ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности.

Стандарт предусматривает получение результатов, ориентированных не только на предметные знания и умения, но и на общее развитие, сформированность учебной деятельности, коммуникативные умения, культуру поведения, усвоение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.

Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о получении определенного уровня развития основных сфер и сформированное™ ценностных ориентаций, обеспечивающих:

  • • адаптацию к окружающей природной и социальной среде;
  • • овладение разными видами деятельности;
  • • сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;
  • • определенный уровень общей эрудиции.

Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.

Содержание образования является основным сущностным элементом в Государственном стандарте и рассматривается как фактор, влияющий на познавательный и жизненный опыт ученика, формирующий ценностное отношение к знаниям и самому себе как развивающейся личности, и является главным объектом стандартизации лишь в той части, которая не приводит к унификации мыслительной деятельности школьников и ограничению Творческой инициативы педагогов.

Содержание образования очеловечивается, обогащается в реальном образовательном процессе за счет профессионально-личностного опыта учителя и ученика.

Page 2

Основные понятия: содержание образования, учебные документы. Требования к усвоению понятия «содержание образования»:

  • — давать современное определение понятия «содержание образования»;
  • — давать характеристику сущности содержания образования;
  • — иметь представление о теориях образования;
  • — называть и раскрывать функции и стороны содержания образования;
  • — называть учебные документы об образований и давать им характеристику;
  • — знать факторы и критерии отбора содержания образования;
  • — называть элементы содержания образования и приводить конкретные примеры;
  • — знать формы выражения содержания образования;
  • — уметь анализировать учебные документы об образовании (учебные программы, учебники и др.).

Содержательный блок

Дидактический аспект: содержание образования — дидактическая категория, один из основных компонентов процесса обучения, система, включающая четыре элемента, отражающих социальный опыт (знания, опыт воспроизводящей и творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру); обладает функциями (информационная, социализации, развивающая, коммуникативная); имеет три стороны (аксиологическую, информативную, деятельностную). Содержание образования отражено в учебных документах (госстандарт, учебные планы, программы, учебники, пособия).

Психологический аспект: содержание образования учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся, имеет доступный объем, форму представления, уровень сложности, обеспечивает развивающую и воспитывающую функцию процесса обучения.

Методический аспект: содержание образования включает все необходимые элементы для усвоения изучаемой темы, последовательность их возникновения подчиняется логике ее изучения, конкретное содержание вариативно.

Задания

  • 1. Проанализируйте какое-либо учебное пособие и определите, какие элементы знания в нем рассматриваются. Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?
  • 2. Изучите какой-либо учебник по школьному предмету и охарактеризуйте его структуру— какие разделы в него включены, что особенного в содержании учебного материала и т. д.

Учебно-исследовательская работа — написание реферата, курсовой или дипломной работы по одной из следующих тем.

  • 1. Проблемы содержания начального (среднего, высшего) образования.
  • 2. Сравнительный анализ учебной документации о содержании образования в отечественных и зарубежных школах.
  • 3. Особенности отбора и конструирования содержания образования в современной школе.
  • 4. Роль учебных документов об образовании в педагогическом процессе.
  • 5. Учебная (рабочая) программа как фактор целостного процесса обучения.

Контрольный блок

  • 1. Ответьте на вопросы.
  • • Почему содержание образования постоянно обновляется?
  • • Каково современное представление о сущности содержания образования?
  • • Что означает деятельностный аспект содержания образования?
  • • Как вы понимаете аксиологический аспект содержания образования?
  • • Каковы современные особенности разработки учебных документов, отражающих содержание образования?
  • 2. Найдите педагогические ошибки и неточности:
    • — «требования к знаниям и умениям учащихся изложены во всех учебных документах, раскрывающих содержание образования»;
    • — «важная особенность содержания образования — доступность»;
    • — «приоритетная цель обучения — обеспечение знаний и умений по предмету»;
    • — «главное в содержании образования — это знания».
Page 3

Понятие «стандарт» предполагает некий принимаемый за исходный образец, эталон, модель для сопоставления с ним других подобных объектов. Он может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования различного характера. По отношению к образованию этот термин стал использоваться сравнительно недавно в результате реформирования системы образования и получил правовое закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании». В частности, в ст. 7 определяется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, порядок разработки, утверждения и введения которых определяется Правительством Российской Федерации. Эти стандарты из области законодательства, опережающего реальное состояние системы образования, переходят в стадию разработки и реального внедрения в практику.

Образовательный стандарт есть совокупность общественно и профессионально признанных норм и требований к уровню подготовленности выпускника к данной образовательной системе, отражающих цели ее функционирования и развития.

При разработке государственных образовательных стандартов чрезвычайно важно, во-первых, рассматривать их во взаимосвязи, во-вторых, увязывать с целями функционирования и развития образовательной системы, определяемыми социальным заказом общества.

Несомненно, что разработка и использование стандартов является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее систематизации в соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества.

По сути, стандарт образования, определяемый в рамках федерального и национально-регионального компонентов, является вариативной основой для разработки базисного учебного плана. Последний в свою очередь включает республиканский, региональный и школьный компоненты. Причем наполнение первых двух остается прерогативой научно- исследовательских учреждений, а формирование школьного компонента содержания образования становится проблемой конкретного педагогического коллектива и самого учителя. В этой связи по отношению к стандарту общего среднего образования выдвигается ряд требований.

  • 1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон, приниматься на основе их согласия.
  • 2. Стандарт должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата. В качестве норм выступают компетенции — это совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, которые позволяют эффективно и продуктивно выполнять деятельность в определённой сфере.
  • 3. Должны соблюдаться согласованность и преемственность стандартов по всем ступеням и областям образования.
  • 4. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения развития личности. Речь идет о полноценности образования в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.
  • 5. Описание единиц содержания в стандарте должно быть оптимизировано до уровня достаточности, позволяющей сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.
  • 6. Своей структурой и содержанием стандарт должен отражать баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь исходят из склонностей, способностей и интересов.
  • 7. Своим содержанием стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.
  • 8. Содержание стандарта должно быть ориентировано на различные категории пользователей: учеников, их родителей и педагогов, органов управления образованием.
  • 9. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.
  • 10. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы[1].

Для более полного понимания сущности государственного стандарта общего среднего образования следует обратиться к его основополагающим функциям.

Функция сохранения единого образовательного пространства считается особенно значимой в период перехода от унитарной школы к эпохе вариативных образовательных программ. Стандартизация предполагает в этом случае возможность учета интересов различных представителей конкретных социальных групп, где наиболее значимыми факторами являются социальная предметность и социальная преемственность. Образовательные стандарты должны играть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ. Фиксируя объем и уровень полноценного образования, они должны служить основой для разработки вариативных учебных программ и учебных комплектов.

Функция социального гарантирования направлена на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий для улучшения способности выпускников школ к социальному функционированию. Образовательные стандарты осуществляют социально-технологическое сопровождение социальных гарантий, включая разработку различных нормативов, определяющих верхние и нижние границы уровня и качества бесплатных образовательных услуг, для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Образовательный стандарт должен гарантировать и социальное развитие, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в общественной жизни или отдельных ее компонентах: социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах.

Page 4
< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
   
Посмотреть оригинал

Ее реализация связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения. Стандарт предусматривает использование системы объективных измерителей качества подготовки учащихся.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создает условия для принятия обоснованных управленческих решений всеми: от учителя до органов федерального уровня. Общеобразовательные стандарты фиксируют базовый объем содержания образования и требования к качеству обученности школьников.

Эта функция, принципиально важная для демократизации школьного образования, связана с тем влиянием, которое стандарты оказывают на совершенствование учебного процесса в школе. Определение минимально достаточных требований к обученности дает возможность для дифференциации обучения, для овладения материалом на различных уровнях. Возникает предпосылка для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнить государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки и имеет право двигаться в овладении содержанием образования дальше. Возможность ограничиться при изучении трудного или нелюбимого учебного предмета минимальными требованиями снижает нагрузку и позволяет ученику полнее реализовать свои интересы и склонности. Открытая и четкая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно и индивидуально выбирать наиболее приемлемые для него пути своего развития. Такой подход к содержанию образования снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения. Это может внести значительный вклад в становление личности и укрепление здоровья школьника.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

В современной дидактике содержание образования определяется как …

  • система знаний, умений и навыков (ЗУНов), опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру

  • педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре

  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества

  • обеспечение самоопределения личности и создание условий для ее самореализации

Система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, называется …

  • содержанием образованием

  • образованием

  • воспитанием

  • обучением

(Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Профессиональное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности)

Различают содержание … и … образования.

  • общего

  • профессионального

  • основного

  • дополнительного

Важнейшими компонентами содержания образования являются …

  • научные знания

  • умения и навыки

  • учебные программы

  • учебные планы

С точки зрения знаниево-ориентированного подхода в понятие «содержание образования» входит …

  • система научных знаний

  • практические умения и навыки

  • личностные качества

  • социальный опыт

К основным теориям формирования содержания образования конца XVIII – нач. XIX в. относятся теории …

  • материального содержания образования

  • формального содержания образования

  • дидактического прагматизма формирования содержания образования

  • операциональной структуризации содержания образования

(К основным теориям формирования содержания образования конца XVIII – нач. XIX в. относится теория материального содержания образования, идея которой заключается в том, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки, а также теория формального содержания образования, в которой обучение рассматривалось как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления)

С позиций теории … обучение рассматривается как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания и памяти.

  • формального содержания образования

  • материального содержания образования

  • дидактического прагматизма

  • энциклопедизма

(Теорию формального содержания образования разделяли такие известные педагоги, как Д. Локк, И.Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.)

Проблему структуры содержания образования разрабатывали …

  • И. Я. Лернер

  • М. Н. Скаткин

  • В. А. Караковский

  • Л. И. Новикова

(Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя: основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания; факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе)

К принципам отбора содержания образования относятся принципы …

  • единой содержательной и процессуальной стороны обучения

  • структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования

  • сочетания педагогического управления с развитием самостоятельности учащихся

  • связи воспитания с жизнью

(В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским. Прежде всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация)

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан …

  • с созданием условий для активного освоения школьниками общечеловеческой культуры

  • с мировоззренческой подготовкой школьников

  • с отбором технологий обучения

  • с распределением предметов по годам обучения

(Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в самую «ткань» содержания общего образования, во все учебные предметы. В свою очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к личности. Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам. Принцип гуманитаризации содержания общего образования имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и семейных отношений))

Принцип гуманизации содержания общего образования предполагает …

  • активное творческое и практическое освоение общечеловеческой культуры

  • формирование гуманитарной культуры личности

  • интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания

  • установление преемственности и междисциплинарных связей

Принцип фундаментализации содержания образования предполагает …

  • интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания

  • установление преемственности и междисциплинарных связей

  • обязательный учет особенностей организации педагогического процесса

  • включение в содержание образования знаний, умений и навыков, отражающих современный уровень развития науки и техники

(Обучение в этой связи предстает не только способом получения знаний, формирования умений и навыков, но и является средством вооружения школьников методами приобретения знаний, умений и навыков)

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности требует …

  • включения в содержание общего образования традиционно необходимых знаний, умений и навыков

  • включения в содержание общего образования знаний, отражающих современный уровень развития социума и научного знания

  • учета принципов и технологии передачи и усвоения содержания образования

  • соблюдения последовательности тем учебного предмета

Государственный образовательный стандарт направлен на …

  • нормирование конечного результата обучения

  • сохранение баланса интересов и компетенций государства, региона и школы

  • жесткую регламентацию учебного процесса

  • ограничение педагогического творчества

Помимо критериально-оценочной к основным функциям образовательного стандарта относятся функции …

  • гуманизации образования

  • обеспечения права на полноценное образование

  • дифференциации обучения

  • индивидуализации образования

(К основным функциям образовательного стандарта относятся критериально-оценочная функция, функции обеспечения права на полноценное образование, сохранения единства образовательного пространства, гуманизации образования, управления, повышения качества образования. Функция гуманизации образования предусматривает дифференциацию обучения, освобождающую ученика от учебных перегрузок и позволяющая реализовать субъектную позицию в обучении. Функция обеспечения права на полноценное образование предоставляет гарантированное Конституцией Российской Федерации образование, соответствующее полноценному развитию личности)

К документам, регламентирующим содержание образования, относятся …

  • учебный план

  • учебная программа

  • приказы директора школы

  • Устав школы

(Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение)

Учебный план – нормативный документ, определяющий …

  • состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении

  • распределение предметов по годам обучения

  • круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению

  • последовательность тем учебного предмета

В структуре учебного плана выделяют … и … часть.

  • инвариантную

  • вариативную

  • общеобразовательную

  • профессиональную

(Инвариантная часть обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам. Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности)

К вариативной части базисного учебного плана относятся … компоненты.

  • региональный

  • административный

  • индивидуальный

  • федеральный

(Региональный компонент учитывает наличие национальных, региональных и местных социокультурных особенностей, традиций. Административный компонент определяет специфику школы, в частности, профили, которые в ней реализуются)

Нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, называется …

  • учебной программой

  • перспективно-тематическим планом

  • учебным планом

  • федеральным государственным образовательным стандартом

(Учебная программа включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В каждой программе дается пояснительная записка, в которой разъясняются образовательные, воспитательные и развивающие задачи учебного предмета, кратко характеризуются психолого-педагогические и методические подходы к изучению программы и методам преподавания, обращается внимание на особенности и трудности усвоения детьми отдельных тем и вопросов, а также трудности при формировании некоторых навыков и умений)

Учебная программа – нормативный документ, в котором определяются …

  • круг основных знаний, навыков и умений по отдельному учебному предмету

  • последовательность тем учебного предмета

  • состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении

  • распределение предметов по годам обучения

Учебная программа – нормативный документ, определяющий …

  • содержание образования по каждому учебному предмету

  • объем времени, выделяемого как на изучение предметов в целом, так и на каждый раздел и тему

  • итоговое количество часов, финансируемое государством

  • продолжительность обучения – общую и по каждой ступени

Пояснительная записка учебной программы содержит …

  • основные задачи учебного предмета

  • ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета

  • тематический план

  • возможные виды занятий

К структурным способам изложения учебного материала в учебных программах относятся … способы.

  • концентрический

  • линейный

  • проблемно–поисковый

  • репродуктивный

(Исторически сложились 2 структурных способа изложения учебного материала в учебных программах: концентрический и линейный. В последнее время получает распространение спиральный способ изложения. Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой последующей ступени является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. При концентрической системе обучения материал данной ступени обучения в усложненном виде изучается на следующих ступенях)

Структурный способ изложения учебного материала, при котором материал данной ступени обучения в усложненном виде изучается на следующих ступенях, называется …

  • концентрическим

  • линейным

  • спиральным

  • разветвленным

(Концетрический способ построения учебных программ допускает, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей)

Рабочие учебные программы …

  • разрабатываются на базе типовых программ

  • отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении

  • разрабатываются высококвалифицированными, творчески работающими учителями

  • содержат общие рекомендации методического характера

(Рабочие учебные программы утверждаются педагогическим советом школы)

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в …

  • учебниках

  • учебных пособиях

  • энциклопедиях

  • справочниках

(В учебниках и учебных пособиях изучаемый материал по каждому предмету расчленяется на отдельные темы и дается его фактическое изложение. В учебниках также содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников, материал для тренировочных упражнений. Среди учебных пособий различают: хрестоматии по предметам, сборники упражнений, контурные карты и т.д.)

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с …

  • целями обучения

  • установленной программой обучения

  • определенными авторскими позициями

  • требованиями учителя

Традиционно учебные предметы в общеобразовательной школе делят на … дисциплины.

  • естественно-математические

  • гуманитарные

  • технические

  • развивающие


Смотрите также