Содержание, карта.

Вязка ленточного фундамента


Вязка арматуры под ленточный фундамент – правильное выполнение работ

Фундаментная часть, построенная правильно, считается одним из определяющих факторов продолжительного эксплуатационного периода всего объекта. Показатель прочности этой основы зависит от грамотно исполненного армирования, главным этапом которого считается вязка арматуры под ленточный фундамент. Если внимательно изучить технологические особенности работ, приготовить все необходимое, то устроить силовую каркасную основу вполне по силам каждому из вас. Когда на такие виды работ будет задействована бригада строителей, можно проконтролировать правильность и качество их действий.

Необходимость армирования ленточного фундамента

Фундаментная конструкция устраивается с той целью, чтобы выдерживать нагрузочные усилия, создаваемые объектом. Равномерно распределяемую силу давления она переносит лучше всего.

Однако в процессе практической эксплуатации нагрузка зачастую распределяется неравномерно, от чего в фундаментной основе создаются напряжения внутреннего характера. Причинами могут являться пучения почвенного состава, ошибки в проектировании, повлекшие за собой различные веса отдельно взятых элементов конструкции.

Бетон обладает хорошими показателями по сопротивлению на сжимания по оси и более слабыми – на растягиваемость. Стальные арматурные прутья отличаются пластичностью, отлично компенсируют указанный недостаток бетонного раствора, создающий защищенность металлическим стержням от коррозийных образований.

Во время эксплуатационного периода бетонный монолит, противостоящий сжиманию, и сталь, борющаяся с растяжениями, могут с максимальным эффектом оказывать сопротивляемость различным нагрузочным воздействиям, не позволяя всей конструкции разрушаться.

Вязка арматуры для ленточного фундамента способна повысить показатель прочности и оказать помощь в сохранении финансовых средств – за счет сокращения объемности фундаментной основы понижаются затраты в сырье.

Вязать арматуру или варить

Вязание арматуры для фундамента выполняется с применением:

  • проволочного вязального материала. Технология такого вида монтажа отличается надежностью, пользуется популярностью. Вариантов увязки проволокой много, но многие предпочитают узловую;
  • муфт резьбового и обжимного типа. Применение возможно на участках механических стыков;
  • стальных скрепок. Металлические прутья соединяют, не устраивая проволочных узлов;
  • хомутов и фиксаторов из пластикового материала. Такими приспособлениями монтажные работы выполняются легко и оперативно, крепежные детали отличаются устойчивостью к воздействию коррозии. Но применение таких фиксаторов одобряют не все строители.

Многие задают вопрос: вязать или варить арматуру для фундамента? Второй способ более быстрый, но для его игнорирования имеются определенные веские доводы:

  • арматурная сталь в точках соединений сильно перегревается. Металл утрачивает до пятидесяти процентов прочности, если подвергается обработке сваркой. Эта особенность очень важна при вязке арматуры для углов фундамента, потому что в подобных местах чаще всего проявляются все негативные отличия такого способа;

  • если фиксирование опорных элементов выполнено жестко (сварочным агрегатом), то нагрузочные усилия на каркасную основу действуют неравномерно. В точках жестких сцепок создаются напряжения аномального характера;
  • если в процессе сборки будет допущена ошибка, то придется использовать для каркаса новый материал;
  • работа сварочным аппаратом подразумевает наличие специальных навыков и расходы на оплату электрической энергии.

Итак, можно ли варить арматуру для фундамента, а не вязать? Бывают ситуации, когда обвязка фундамента арматурой без применения сварки не выполняется:

  • если в фундаментной основе предусматриваются закладные элементы. Подобные детали монтируют в точках, где ожидается максимальная нагрузка на бетонную конструкцию. Закладные наваривают на арматурный скелет, чтобы спровоцировать равномерное перераспределение нагрузки;
  • если есть необходимость зафиксировать соединения продольного типа. В точках нахлеста арматуры создаются двойные слои, которые необходимо сваривать. Прутья встык не крепят, так как сечений будет маловато для прочного соединения.

Материалы и инструменты для вязки арматуры

Учитывая то, что арматурный пояс придает всей конструкции устойчивость, воспринимая существенную долю нагрузки, от его качественного выполнения зависит многое.

Как все же правильно вязать арматуру для ленточного фундамента? Принято понимать, что для создания каркасной основы необходимы стальные прутья. Строители предпочитают пользоваться следующими типами арматурной стали, разделяющейся по:

  • материалам изготовления. Железные прутья считаются классическим вариантом, неоднократно испытанным в деле. Их разделяют на шесть групп по уровню прочности, материал гнется и сваривается. Прутья композитные содержат в себе волокна базальта, углерода, стекла и арамида. Этот тип материала отличается более легким весом, приемлемой стоимостью, не ржавеет, не гнется и не подвергается сварным работам;
  • профилям. Гладкопрофильную чаще используют вместо перемычек для соединений. Прутовая саль, имеющая периодический профиль, различается рельефностью, с помощью которой улучшается сцепляемость с раствором.

Для правильной вязки потребуются специальные инструменты. Если соблюдать правила вязки, то можно добиться более надежного соединения, чем сварка. Показатель прочности в соединительных узлах не понизится, помощь опытного сварщика не потребуется, все работы выполняются непосредственно в опалубочной конструкции или в непосредственной близости.

Чем удобней вязать арматуру? Каркас собирается ручным способом или с применением соответствующих инструментов.

Разберемся, чем можно связывать арматуру для фундамента. При проведении таких работ можно пользоваться:

  • вязальным пистолетом. Наиболее быстрый метод. Устройством неудобно работать в труднодоступных участках, да и проволоку, предназначенную для вязки, он расходует в больших количествах. Основной недостаток инструмента – высокая стоимость. Если использовать приспособления китайского производства, то одного пистолета хватит на 1 основание;
  • крючком для вязки. Напоминает изогнутый и заточенный гвоздь, имеющий вместо шляпки рукоятку. В интернете можно найти материалы, как вязать арматуру шуруповертом, используя такой крючок в качестве насадки. Винтовые крючки промышленного изготовления работают эффективно, но процесс замедляют, оставляя длинноватые хвостики;
  • народными средствами. При небольших рабочих объемах и отсутствии специальных инструментов, допускается применение плоскогубцев или самодельного крючка, подготовленного из подходящего гвоздя. Качество работ будет не самым лучшим, подобная схема вязки арматуры для ленточного фундамента должной прочности не даст.

Конструкционные стержни различают по предназначению:

  • рабочие прутья. Продольные элементы арматуры, расположенные вдоль ленточного основания;
  • хомуты. Бывают поперечными, вертикальными и горизонтальными, соединяю каркасную конструкцию в одно целое.

Чтобы знать, как правильно вязать арматуру для строительства основания под частный дом, необходимо знать определенную схему работ:

  • используют композитные или сальные прутья с диаметром в 11 – 14 или в 12 – 18 мм, профилем периодического типа;
  • прутья выкладываются с нахлестом, соединяются горизонтальными элементами. Для мелкозаглубленного основания достаточно двух слоев по 2 – 4 стержня, в других конструкциях устраивают три слоя. Промежутки между прутьями не должны превышать тридцати – сорока сантиметров;
  • вертикальными элементами поддерживают верхние и нижние слои, размещают их с шагом в сорок – девяносто сантиметров. Нагрузка на них приходится небольшая, для изготовления подойдет материал с диаметром в 6 – 11 мм;

  • выполняется защита от воздействия коррозии. Каркас полностью должен быть залит бетоном, от верхнего края опалубки его должно отделять не менее шести – восьми сантиметров. Устраивая фундамент под частный дом, для вязки арматуры используют крючок.

Как правильно вязать арматуру, мы уже знаем. А сколько ее потребуется для устройства фундамента? Объем материала определяется на основании:

  • размеров фундаментной основы;
  • схемы, определяющей, как связать стальные прутья. Она включает в себя число слоев и продольно расположенных прутьев по всей ширине.

Виды вязок различных участков фундамента

Для строительства собственного дома придется запастись терпением и внимательностью. Время и финансирование экономить не следует, так как в процессе эксплуатации могут возникнуть неприятности.

Как связать арматуру своими руками по длине фундаментной ленты, нам известно. Все выполняется достаточно просто, необходимо только выдерживать величину нахлеста. А вот как правильно вязать углы фундаментной конструкции?

Различают два способа, как вязать углы основы:

  • между парой конструкций, расположенных перпендикулярно;
  • в очке примыкания двух стен.

Для выполнения каждого варианта имеется несколько технологий. При вязке участков на углах используют:

  • жесткие лапки. На пруте устраивается прямоугольная лапка, схожая с кочергой. Длину загнутого участка определяют не менее 35 значений диаметра или более. Загнутые части прутьев соединяются на угловых участках «лапками»;
  • используются Г-образные хомутики. Принципиально действия напоминают предыдущий вариант, но готовятся не лапки, а Г-образные концы со стороной не менее 50 диаметров прута. Одна сторона фиксируется к каркасу стены, вторая – к перпендикулярно расположенной стенке. Внутренние прутья необходимо соединить со внешними. Хомуты устраиваются с шагом, равным трем четвертям высоты подвальных стен;
  • используют хомуты в виде буквы «П». На каждый угол готовится пара элементов, стороны их равны 50-ти арматурным диаметрам. Хомут приваривают к паре прутьев, расположенных параллельно, и к одному, пересекающему их.

Как выполняется укрепление тупых углов фундаментной основы? В подобных ситуациях внешние прутья выгибают до необходимого угла, крепя к ним дополнительные, чтобы усилить конструкцию. Внутренние прутья связываются с внешними.

Для укладки арматуры в зонах примыкания стен, используют практически такие же способы – внахлест и оба вида хомутов.

Основные правила выполнения армирования

Итак, зачем вязать каркас и как правильно это делать? При выполнении таких работ придерживаются следующих рекомендаций:

  • в качестве рабочих прутьев применяют материал класса А400 и выше;
  • не следует пользоваться сваркой, так как она придает сечениям слабость;
  • металлические прутья обязательно связываются на угловых участках, использовать сварку в этих точках запрещается;
  • хомуты из гладкой арматуры изготавливать не следует;
  • чтобы металл имел надежную защиту от проявлений коррозии, защитный слой бетона с любой стороны стержня должен составлять не менее четырех сантиметров;

  • продольно размещенные прутья крепятся с нахлестом, составляющим не менее двадцати размеров их сечения и равным длине от 25 сантиметров;
  • если арматурные стержни располагаются часто, необходимо контролировать крупность наполнительных компонентов бетонного раствора, чтобы они не оседали среди прутьев, способствуя образованию пустотных участков.

Некоторые интересуются, что будет, если в фундамент положить просто арматуру без связки. Скажем откровенно – экспериментировать не следует, потому что это окажет негативное влияние на последующую эксплуатацию объекта.

Вязка арматуры под ленточный фундамент: как выполнить правильно?

От того, как выполнено соединение арматуры в ленточном фундаменте зависит весь спектр характеристик основы зданий и сооружений. Главным образом, это видно по прочности каркаса из металла и его конструктивной способности переносить нагрузки. Для выполнения такой задачи нужно понимать, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, виды и принципы этой работы.

Виды и особенности

Самое главное при выборе типа связки, это учитывать технические параметры будущего здания, его размеры и назначение, знать, какие требования предъявляют к данному типу основания. Есть 4 вида монтажа каркаса из арматуры:

  • вязка вручную;
  • скручивание короткое;
  • подхват снизу;
  • одной рукой.

Вязка собственноручно

Такая вязка арматуры под ленточный фундамент требует взятия проволоки и сгиба ее в два раза. Потом изгибается проволока по кругу пальца, примерно на третью часть петли, далее в нее вставится крючок после наложения на каркас арматуры. Крючок делает захват с обратной стороны проволоки, когда вращается и оттягивает к себе. После такой операции крючок извлекается из петли, свободные концы (если превышают норму по длине) подгибаются и отрезаются. Сколько раз производить обвязку, решается на практике, обычно делают 3-5 витка для связки. Если количество меньше, конструкция будет слабой, может порваться весь каркас из проволоки.

Скручивание короткое

Изгибается проволока вдвое, ее концы загибаются к себе, при этом прижимаются рукой к оболочке каркаса. Далее надо вставить крючок, сделать вращение и достать проволоку, концы загнуть. Скрутки нужно делать максимально короткими. Во время скручивания крючок должен выйти на 4 оборота, для этой задачи нужно изгибать проволоку перед вращением.

Схема вязки арматуры для ленточного фундамента представлена ниже.

Подхват снизу

Этот вариант очень интересен и прост, после него получается прочное соединение без использования дополнительных инструментов. Для этого проволоку сгибаем в два раза. Крючок нужно завести снизу, захватив им петлю проволоки. Потом остаток проволоки изгибается в виде петли и хорошо скручивается.

Одной правой

Такой тип вязки считается самым простым методом связывания арматуры, его можно делать самому, без дополнительной помощи. В готовую петлю продеваем крючок. Делаем захват второго конца проволоки, который расположился в руке. Параллельно выполняется прогиб вниз, чтобы пропустить через крючок проволоку. Тянем его на себя и вращаем два, три раза. В результате все механические действия осуществляются только правой рукой, в то время как левая остается свободной. Такую технику еще используют для фиксирования в неподвижном расположении каркаса арматуры.

Хорошо выполненная вязка дает выдерживать нагрузки без негативных последствий. Поэтому к вязке нужно подойти основательно, ведь даже небольшие огрехи могут привести к трещинам в бетоне. Трещины потом деформируют основание, фундамент проседает и нарушается его целостность.

Другие разновидности

Как связать арматуру для ленточного фундамента? Существует ещё два варианта:

  • плоский − это фиксация всех прутьев арматуры в одной плоскости, как правило, она лежит горизонтально;
  • пространственный − такой вид вязки арматурной оболочки нашел применение именно в ленточных фундаментах, которые возводятся на всех видах грунтов.

Это получается потому, что формируется объемная пространственная оболочка, она способна выдержать разные виды нагрузок, потому что она многомерна.

Виды вязки в зависимости от крепления стержней арматуры

Как вязать арматуру для ленточного фундамента? Известны следующие способы:

  • вязка внахлест − таким способом обычно делают арматуру для плоского основания (под плиты фундамента), этот вид работы требует много усилий, он довольно сложен и не производителен, хотя для этого и не требуются другие инструменты и помощники;
  • проволочный вид вязки − такой вид больше всего подходит для устройства ленточного основания, узлы и петли из проволоки выполняются при помощи шуруповерта, обычных плоскогубцев или строительного крючка (такой собранный каркас имеет хорошие характеристики: пластичность, прочность, может быть гибким и выдерживать нагрузки во всех плоскостях оболочки);
  • сварка − этот вид считается самым сложным, хотя сварка сама по себе является достаточно быстрым процессом для объемных работ, применяется для больших объектов и при помощи специалистов.

 

Принцип вязки арматуры

Когда все работы по подготовке фундамента выполнены, создана система дренажа, произведена гидроизоляция основания и завершена прокладка основных систем коммуникаций можно приступить к вязке армированных стержней. Если фундамент ленточный, то у него есть свои этапы монтажа каркаса. Сбор опалубки и монтаж каркаса армированного может происходить одновременно, но в основном сборка оболочки идет первой. Сама конструкция каркаса связывается в траншее. Для того чтобы произвести правильную вязку каркаса для фундамента, она должна соответствовать технике выполнения и строительным нормам:

  • для определения шага каркаса нужно учитывать нагрузку, которая будет исходить от здания;
  • между прутьями арматуры расстояние должно быть от 200 до 400 мм;
  • поперечная арматура тоже имеет свой шаг, он приравнивается к 1/2 высоты опалубки и не должен быть больше 30 см;
  • вся конструкция монтируется на ряд кирпичей с размером в 50мм;
  • каркас заглубляется по отношению к верхушке фундамента на 50 мм и более;
  • оптимальный размер проволоки для монтажа каркаса – это 8-14 мм;
  • требуемая длина стержня составит от 60 см;
  • все стержни, которые изгибаются должны заглубляться в стену на 400 мм, а то и больше;
  • в углах каркаса расстояние между хомутами должно быть меньше в два раза, чем на остальных прямых участках;
  • стержни в углах должны быть зафиксированы в двух плоскостях.

Для ускорения процесса монтажа каркаса можно использовать обычный шуруповерт, для него потребуется крючок, по форме винта, он будет входить в патрон инструмента. Так при помощи умеренного режима можно быстрее собрать каркас из проволоки. Самое главное при сборке оболочки − уделить должное внимание углам, так как они несут самую большую часть нагрузок здания.

Инструкция по сборке и монтажу армированного каркаса

Сначала нужно нарисовать схему будущего каркаса и выбрать тип вязки арматуры. Перед началом работ нужно проверить все подготовленные прутья, если есть ржавчина или изгибы их нужно убрать. Прутья зачищаются металлической щеткой от лишних загрязнений и ржавчины, изгибы и мелкие деформации выравниваются при помощи молотка. Все прутья должны иметь чистый и ровный вид. В землю нужно забить опорные стержни по всему периметру основания и в углах. Чтобы прутья были вертикально установлены, можно использовать отвес. На дно траншеи укладываются кирпичи (не рекомендуется использовать силикатные), опоры из пластика или бутовый камень. Между ними надо оставить небольшой зазор, чтоб бетон правильно распределился. Такие промежутки должны быть оптимальными, не вызывать провисание каркаса. После кирпичного слоя выкладываются прутья для формирования первой плоскости. В углах проволока загибается и заводится на другую грань примерно на 30 см. Если каркас из арматуры превышает высотой 3 метра, нужно возвести подмостки и леса. Для вязки нужно подготовить стержни длиной по 30 см для каждого узла. Отрезок нужно сложить и обернуть по диагонали рядом с отрезком скрещивания стержней. Теперь крючком заходим в созданную петлю на другом краю арматуры. Остатки проволоки протягиваем через петлю. Крючок надо оставить в петле и аккуратно прокручивать по часовой стрелке до полной фиксации. Теперь нужно соединить все прутья – как между собой, так и с опорой.

Отвесом нужно проверить горизонтальность стержней. Если прутья гладкие можно использовать специальный пистолет для вязки. Теперь монтируем продольную плоскость арматуры, она крепится поперек при помощи вертикальных и горизонтальных прутьев. Размер одной ячейки может составлять 150-400 мм. Когда используются гладкие стержни, их нужно подгибать для прочности. Способов, как вязать арматуру для ленточного фундамента (видео в интернете это подтверждают), много, у каждого есть свои минусы и плюсы. Прочность и надежность фундамента при монтаже зависит не только от способа сварки, но и от материала, правильности всех работ и расчетов.

Вязка арматуры под ленточный фундамент - технология, инструменты и стоимость

ленточный фундамент” width=”551″ height=”367″ />

Вязка арматуры под ленточный фундамент

Независимо от размеров строительства и назначения здания его возведение начинается с устройства фундамента. Закладка правильной формы и метод устройства основания здания во многом будут определять практически все параметры сооружения и прочность, и надежность и то, сколько прослужит здание. Не зря закладке фундамента всегда уделяется огромнейшее значение.

Технология армирования ленточного фундамента

Как известно на работы по устройству основания дома приходиться около 10% всех затрат на строительство. При этом не всегда экономически целесообразно устраивать фундамент на бетонных сваях, для небольших построек достаточно устройства и небольшого по затратам, но не уступающего по своим характеристикам ленточного фундамента.

Такое решение вполне оправдано, когда грунт на участке позволяет закладку основания на небольшую глубину, а само строение не несет большой нагрузки на фундамент. В таком случае достаточно устройства ленточного фундамента.

Однако, следует знать, что даже при возведении зданий и построек с небольшой нагрузкой на грунт, основание здания будет испытывать воздействие одновременно несколько сил деформаций:

  • зоны сжатия основания;
  • зоны растяжения основания здания.

Спрогнозировать с точностью до сантиметра место возникновения деформации под силу только квалифицированному инженеру и то, у которого имеется постоянный опыт проведения таких расчетов.

А там, где нужно уложить небольшой фундамент, например, под дачный домик вполне может справиться и человек, отдаленно знающий о теории сопротивления материалов, достаточно иметь представление о порядке армирования и заливки фундамента.

Сама технология на практике выглядит не столь ужасающе как кажется, на первый взгляд и состоит из последовательного набора операций, связанных с устройством металлического каркаса для последующего заливки его бетоном.

Технологически это можно представить так:

  • расчет основных параметров фундамента;
  • устройство горизонтального и вертикального поясов армирования;
  • связка и фиксация каркаса;
  • усиление дополнительными элементами угловых соединений и мест примыкания других строений;
  • окончательная фиксация каркаса.

ленточный фундамент” width=”547″ height=”152″ />

Как правильно рассчитать арматуру

Довольно кропотливый и требующий усидчивости этап устройства каркаса фундамента приходится на расчеты потребности основных материалов.

Исходными данными для расчета будут:

  • периметр здания;
  • ширина закладываемого фундамента;
  • высота фундамента (от песчаной подушки до наивысшей точки);
  • количество прутов горизонтального армирования;
  • шаг для прутов вертикального армирования.

Вычислив периметр закладываемого основания с внутренними перемычками и отводками, получается общая длина горизонтального армирования. В зависимости от ширины основания вычисляется количество горизонтальных прутов. Как правило, минимальное количество горизонтальных прутов равняется 2.

В зависимости от высоты фундамента, возможна укладка нескольких ярусов горизонтальных прутов. Такое решение позволит повысить устойчивость каркаса и создать необходимую прочность.

Определив высоту фундамента, получается длина вертикального прута. Зная шаг расстановки вертикальных прутов, определяется количество вертикальных прутов на одну горизонтальную линию, как правило, при двух горизонтальных прутах устраивается два вертикальных.

Для большей прочности каркаса параллельные горизонтальные пруты связываются еще между собой горизонтальными перемычками. Полученная, таким образом, форма арматурного каркаса способна выдержать значительные нагрузки как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, ей не страшны изгибание, растяжение, скручивание или излом.

Вместе с тем следует при расчетах давать припуск на усиление угловых элементов дополнительными прутами, добавлять минимум по 5 сантиметров на каждый второй вертикальный прут, поскольку его придется заглублять в грунт при начальной расстановке.

ленточный фундамент” width=”549″ height=”245″ />

Что такое вязка арматуры

По своей сути вязка прутов металлической арматуры является соединением отдельных прутов в одну конструкцию, чем-то вроде сборки большого конструктора. Такая операция необходима во много, для того чтобы и металлический каркас, и бетон, соединившись, в одно целое равномерно распределяли возникающие деформации.

Сама вязка во многом зависит от многих факторов:

  • назначения фундамента;
  • расчетных нагрузок на основание;
  • типу грунта на участке строительства;
  • технических и линейных характеристик фундамента.

Соединение прутов армирующего каркаса разделяется по схеме вязки и методу соединения – методу вязки.

Как правильно производить работу

Как ни странно, само соединение или вязка прутов производится относительно быстро, это динамический процесс, в особенности когда видно результат практической работы.

Но вместе с тем большая скорость проведения работ во многом связана с правильной организацией процесса, что предусматривает следующие составляющие:

  • разметка арматура;
  • резка арматуры на требуемые длины горизонтальных, вертикальных прутьев и перемычек;
  • подготовка вязальной проволоки или других крепежных материалов – пластиковых хомутов, покупка достаточного количества электродов.

При необходимости соединения нескольких небольших элементов каркаса, возможно, их соединение по шаблону с последующей установкой на место.

Нелишне напомнить при подготовке к монтажным работам и о том, что правила техники безопасности во многом не только требуют, но и помогают ускорить процесс работы. А при работах с металлом как минимум необходимы перчатки и соответствующий инструмент – пассатижи, молоток, крючок для вязки арматуры.

Схемы вязки

Соединение прутьев арматуры в единый каркас во многом происходит двумя методами:

  • горизонтальной вязке двух прутов арматуры – плоской вязкой;
  • соединения трех прутьев – двух горизонтальных и одного вертикального – пространственной вязкой.

Соединение горизонтальных прутов арматуры получается более экономным по расходу материалов, а вот при пространственной вязке соединение получается более прочным, хотя и требует большего количества монтажного материала.

Методы вязки

Основное здание вязки арматуры является получение надежного, жесткого арматурного каркаса, способного нести большие нагрузки.

Сегодня применяются следующие основные методы вязки:

  • сварочное соединение;
  • проволочное соединение;
  • соединение арматуры внахлест;
  • использование полимерных элементов для фиксации.

Каждое из представленных соединений имеют свои плюсы и минусы, но во многом сегодня применение одного или комбинация нескольких видов соединения арматуры позволит получить нужный конечный результат с достаточно большим запасом прочности.

ленточный фундамент” width=”550″ height=”293″ />

Сварка

Характеризуя сварочное соединение каркаса фундамента нужно отметить, что это самое надежное соединение арматуры в каркасе. Надежное, простое и долговечное. Сваривание прутов позволяет получить сверхпрочную конструкцию фундамента.

Вместе с тем проведение сварочных работ требует:

  • при сваривании электросварочным аппаратом требует наличие электропитания на участке строительства;
  • метод довольно затратный при соединении всех без исключения мест монтажа каркаса.
  • требует минимальных навыков работы с электросваркой;
  • требует нормальных погодных условий;
  • при сваривании газосварочным аппаратом кроме наличия оборудования требует неукоснительного выполнения правил техники безопасности.

Вместе с тем сварочное соединение просто необходимо:

  • усиление углов фундамента;
  • стыковке горизонтальных прутьев;
  • при устройстве ленточного фундамента на легких грунтах, где требуется жесткое основание.

Проволочное соединение

Простой, надежный и довольно дешевый метод соединения арматуры. Среди достоинств метода использование примитивных орудий труда и быстрота обучения навыкам работы. Сеть просто пестрит роликами, обучающими порядку монтажа арматуры проволокой. Но кроме этого метод вязки прутов позволяет использовать для монтажа любую, подвергшуюся термической обработке металлическую проволоку, от 0,8 до 1 мм в диаметре.

Соединение арматуры внахлест

Один из методов соединения арматуры, когда прутья сращиваются по длине без использования сварочных соединений. Как правило, соединяются горизонтальные прутья с последующей фиксацией проволочным соединением или сваркой.

Использование пластиковых хомутов

Наглядный пример, где химия протянула руку строителям. Использование полимерных соединительных элементов позволяет существенно сэкономить на строительстве. Вместе с тем подготовленный каркас требует скорейшей заливки бетоном во избежание ослабления креплений под воздействием окружающей среды.

ленточный фундамент” width=”550″ height=”414″ />

Возможные ошибки и рекомендации

В строительстве, как и в любой другой сфере деятельности человека никто не застрахован от ошибок, но вместе с тем знание – это уже половина успеха.

И здесь нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • выбирать для устройства каркаса арматуру с профилированной поверхностью;
  • для сварочного соединения использовать арматуру марки С – предназначенную для сварки;
  • использовать для усиления углов фундамента как сварочное соединение, так и проволочное.

Немаловажно при закладке каркаса кроме выдерживания равных расстояний между вертикальными прутами следить и о горизонтальном расположении прутов. Равномерность распределения позволит получить отличные технические качества основания задания.

Вязка арматуры для ленточного фундамента

Пример связанного вязальной проволокой арматурного каркаса под ленточный фундамент

Вязка арматуры под ленточный фундамент применяется при создании пространственного металлического каркаса для заливки фундамента бетонной смесью. Это важный и ответственный процесс, от правильности выполнения которого, зависит надежность и прочность всей конструкции будущего здания. Вязка арматуры относится к самому распространенному способу сборки армирующего каркаса. В строительстве существует два способа соединения арматуры — сварной и с помощью вязальной проволоки. Качественную сварку арматурных каркасов производят контактной сваркой, что возможно лишь в заводских условиях. На строительной площадке нет подходящих условий для этой технологической операции, поэтому армирование бетонных конструкций с помощью вязальной проволоки самый доступный метод, широко используемый в строительстве.

Назначение каркаса под ленточный фундамент

Ленточный фундамент служит для передачи распределенной нагрузки от здания на грунт основания. Чтобы установить фундамент необходимо вначале сделать пространственный каркас из арматуры и залить его бетоном. Пространственный         каркас выполняется из арматуры разных диаметров и состоит из рабочей арматуры большего диаметра с периодическим профилем и соединительной (монтажной) из гладкой арматуры меньшего диаметра. Рабочая арматура в каркасе принимает нагрузку, монтажная арматура соединяет рабочие стержни в единый каркас.

Арматура с рифленым периодическим профилем имеет высокую прочность и сопротивляемость изгибающим усилиям, чем гладкая арматура

Устройство пространственного каркаса ленточного фундамента

Инструмент для связывания элементов каркаса

Связывать арматуру в каркас лучше всего с помощью обыкновенного крючка из проволоки. Вязальный металлический крючок имеет вид металлического стержня с изогнутым окончанием наподобие крючка для подхватывания петли из вязальной проволоки. У домашних строителей не всегда есть возможность использования профессионального инструмента для вязки арматуры и поэтому пользуются простым в изготовлении металлическим крючком, который легко сделать из подручных материалов.

В домашних условиях для изготовления такого приспособления вполне подойдет ручка от малярного валика, которую можно согнуть под необходимым углом, а конец немного заточить и придать форму крючка. Сварочный использованный электрод или обрезок металлического прута диаметром 5мм тоже могут послужить заготовкой для изготовления вязального инструмента.

Пример изготовления вязального крючка:

Шаблоны для вязки каркаса

При сборке пространственного каркаса под ленточный фундамент приходится связывать большое количество стержней. Дело это очень кропотливое и ответственное. Чтобы облегчить монотонный и однообразный ручной труд арматурщика, применяют заранее подготовленные шаблоны – верстаки. Шаблоны значительно облегчают работу по изготовлению арматурной сетки. Такое приспособление изготавливают из деревянного бруса. Ширина шаблона чуть больше длины стержней арматуры и может составлять от 30 см до 50 см, длина не превышает 3 м. В деревянной конструкции шаблона вырезаются пазы и просверливаются отверстия, повторяющие контур стержней каркаса. Одинаковые куски вязальной проволоки раскладывают в подготовленные отверстия и потом обвязывают крючком соединительные узлы арматуры.

Пример вязания с помощью шаблона: https://youtu.be/FQJxwP5HsT4?t=163

Техника связывания отдельных стержней

Связывать арматуру с помощью вязального крючка просто:

  1. Вязальная проволока разрезается на куски приблизительно 40 см, сгибается петлею пополам и подводится под арматурный узел и поднимается вверх.
  2. Проволочные свободные концы располагают сверху и захватывают за петлю.
  3. Под проволочную скрутку заводится крючок и вращательным движением начинают закручивать до полной фиксации арматурных стержней.

При выполнении особо важных соединений узлов выполняют дополнительное обвязывание стержней. Вначале процесс связывания будет казаться сложным, но с приобретением практического навыка на эту процедуру потребуется не более одной минуты.

Чтобы при скручивании вязальная проволока не порвалась не надо при скрутке ее сильно перетягивать

Вязальный крючок из проволоки

Вязальная проволока

Сырьем для изготовления вязальной проволоки служит арматурная металлическая катанка с диаметром от 5 до 6 мм. Для придания эластичности и гибкости тонкий металл заготовки отжигают в специальных печах. Известно, что поверхность металлического изделия окисляется на воздухе и поэтому вязальную проволоку покрывают слоем цинка и получается оцинкованная проволока. Таким видом вязальной проволоки можно удобно и быстро связать отдельные арматурные стержни в единую конструкцию каркаса.

Вязальная проволока для вязки каркаса под ленточный фундамент обязательно должна быть гибкой и прочной.

При сборке каркаса от жесткой проволоки быстрее устают руки, что значительно снижает производительность труда.

Вязальная проволока для арматуры

Схема для сборки каркаса

Связать каркас из отдельных металлических стрежней ленточного фундамента без рабочего чертежа или исполнительной схемы невозможно. Для ее составления нужно произвести специальный расчет сбора нагрузок на фундамент и по результатам подобрать необходимый диаметр продольных стержней рабочей арматуры. При составлении рабочей схемы учитывают условия и особенности строительства при возведении ленточного фундамента. За такими расчетами лучше всего обратиться к квалифицированным специалистам — конструкторам.

Особенности при вязке пространственного каркаса

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента четко регламентируются строительными нормами и правилами (СНиП), где указаны необходимые требования к арматурному каркасу, такие как:

  1. Стрежни арматуры при соединении укладываются внахлест на расстояние равное 60 диаметров рабочей арматуры.
  2. Монтажная или распределительная арматура должна иметь диаметр сечения 6 мм или 8 мм и устанавливается с шагом от 200мм до 600мм.
  3. Количество рабочих стержней в пространственном каркасе под ленточный фундамент должно быть не менее 4 штук, а в отдельных случаях 6 единиц. В качестве рабочей арматуры используется круглая сталь периодического рифленого профиля диаметром от 10 мм до 18 мм.
  4. Стержни рабочей арматуры располагают на расстоянии не более 400 мм. Это расстояние не постоянное, оно может изменяться в зависимости от роста проектной нагрузки на фундамент: чем больше величина нагрузки, тем меньше расстояние между рабочей арматурой.
  5. Обязательное создание защитного слоя из бетона вокруг армирующего каркаса и телом бетона должно составлять от 30 мм до 50мм.

Верхний и нижний пояс арматурного каркаса воспринимают разные нагрузки: верхняя арматура работает на сжатие, а нижняя – на растяжение. Поэтому для верхнего пояса можно использовать арматуру меньшего диаметра

Перед укладкой ленты каркаса арматурные стержни необходимо очистить с помощью металлической щетки от грязи и ржавчины, что бы обеспечить хорошее сцепление с бетонной смесью.

Последовательность связывания каркаса

Чтобы иметь понятие — как связать арматуру, надо последовательно рассмотреть все этапы сборки арматурного каркаса под ленточный фундамент.

Вначале на площадке раскладываются элементы каркаса и связываются между собой вязальной проволокой в отдельные ленты, которые собираются в опалубке фундамента с помощью поперечных хомутов и соединительных углов в единую конструкцию. Процесс армирования выполняется поэтапно:

  • Для создания необходимого защитного зазора между арматурным каркасом и бетоном в теле фундамента на дно земляной траншеи укладывается ряд кирпича с высотой 50 мм.
  • По исполнительной схеме заготавливаются стержни монтажной или распределительной арматуры, занимающие вертикальное положение в пространственном каркасе.
  • На уложенный кирпичный ряд укладывают нарезанные по размеру стержни рабочей арматуры нижнего ряда каркаса.
  • Пруты рабочей арматуры соединяют поперечными стержнями соединительной арматуры с шагом 300 мм.
  • Вертикальные арматурные стержни вставляются непосредственно в угловую ячейку и соединяются с продольными стрежнями. Соединенные таким образом стрежни связываем вязальной проволокой.

Угловые элементы каркаса больше всего подвергаются нагрузкам. Армированию углов надо уделить особое внимание: установить в углах гнутые стержни и дополнительные г-образными прутки и хомуты.

Технология устройства арматурного каркаса метод вязки при строительстве ленточного фундамента на первый взгляд кажется сложной и непонятной. После внимательного изучения подробной инструкции по изготовлению и технике ведения работ можно вполне самому разобраться — как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента. Домашние умельцы могут самостоятельно подготовить и собрать арматурный фундаментный каркас без помощи специалистов.


Смотрите также