Содержание, карта.

Что такое малые архитектурные формы


типы и виды малых архитектурных форм — Pillars

05-01-2022 11:20

Малые архитектурные формы (МАФы) – это архитектурные конструкции, имеющие практическое и декоративное назначение, использующиеся для организации пространства с целью обеспечения комфортной жизни и досуга.

Создать практичный и красивый ландшафт невозможно без растительности и малых архитектурных форм (МАФов). Эти конструкции украшают окружающее пространство. Наряду с эстетической составляющей, они имеют практическое значение, дополняя городскую среду или придомовую территорию. Современное производство маф подразумевает изготовление любого предмета по типовым проектам, либо разработанным совместно с заказчиком.

Типы малых архитектурных форм

МАФы классифицируют по назначению, материалам и способу изготовления, месту установки.

Цели малых архитектурных форм:

  • Декоративная. Используют для украшения территории.
  • Функциональная. Отличаются практическим назначением.
  • Развлекательные. Архитектурные формы применяют для организации пространства проведения активного досуга.

По назначению

Существует две группы МАФ этой категории:

  1. Элементы, предназначенные для создания уютной атмосферы, позволяющие получить эстетическое наслаждение.
  2. Конструкции архитектурных форм функционального значения для обеспечения комфортной жизни и досуга.

Вторая группа подразделяется на несколько видов:

  • Оборудование для зонирования территории с целью создания функционального пространства. Сюда входят: арки, перегородки, вазоны, ограждения и др.
  • Конструкции для создания зон отдыха. Для этой цели предназначены: спортивные и игровые комплексы, беседки, мангалы, скамейки, павильоны.
  • Архитектурные формы, обеспечивающие комфорт на территории. Мусорные урны, навесы, фонтаны для питья воды, фонари.

По материалам

С учетом материала, из которого изготовлены МАФы, их делят на:

  • Металлические. Данный материал отличается прочностью, надежностью и долговечностью, благодаря чему из него можно с успехом создавать разные формы малых архитектурных изделий для украшения, которые способны удовлетворить требования самых взыскательных заказчиков.
  • Бетонные. Элементы из этого материла, используют для оформления больших участков. Они отличаются долговечностью и презентабельным внешним видом.
  • Деревянные. Экологически чистое сырье применяют для изготовления игровых комплексов или детских площадок. В парках и на садовых участках устанавливают деревянные скамейки, мостики, беседки и прочие элементы декора.
  • Каменные. Универсальный материал используют в оформлении разных ландшафтных стилей. Отличается высокой износостойкостью, разнообразием цвета и фактур, что существенно расширяет область его применения. Из камня делают фонтаны, столы, садовые скульптуры и др.

Наиболее эффектно выглядят МАФы, изготовленные из нескольких видов материала. Такие конструкции могут иметь разные габариты и формы. Главная отличительная особенность — при установке не требуется обустройство капитального фундамента.

По способам изготовления

В зависимости от способа изготовления, малые архитектурные формы делят на два типа:

  1. По индивидуальным проектам, разработанным специально под определенный дизайн;
  2. С использованием типовых элементов и конструкций.

Последний тип широко применяют в массовых жилых застройках, городских парках и скверах. Проектными бюро выпущено несколько альбомов типовых конструкций, которые применяют для объектов городской среды. Конструкторские бюро и фирмы, специализирующиеся на производстве архитектурных форм, занимаются проектированием, производством и сборкой таких МАФ, а также их установкой.

По месту установки

С учетом места установки МАФы бывают следующих типов:

  • с применением растительности;
  • без озеленения.

Малые архитектурные формы второго типа могут дополняться растительностью, в этом случае озеленение позволит подчеркнуть достоинства сооружения.

Виды малых архитектурных форм

 

МАФы отличаются друг от друга выполняемой функцией и назначением. Всего выделяют три вида таких элементов.

Универсальные

Элементы общего пользования. К типовым представителям данного вида относятся:

  • Скамьи. Эти конструкции присутствуют практически на любых участках. Они могут быть кованными, деревянными или изготовленными из металла разного размера и формы. Скамьи не только удобны для отдыха. Зачастую они являются ключевым элементом ландшафтного дизайна.
  • Фонари. Хорошее освещение участка обеспечивает безопасность на участке, а также является элементом декора. Ключевую роль в ландшафтном дизайне играют уличные фонари. Их подбирают с учетом стиля функциональной зоны, устанавливают в местах пребывания людей: вдоль дорожек, по периметру спортивной или детской площадки, на парковке и т.д.
  • Садовая мебель. Она обеспечивает комфортный отдых на свежем воздухе. Мебель с точки зрения МАФов подразумевает добротные конструкции постоянного местоположения. Размещают ее в любом удобном месте.

Установка универсальных МАФов призвана, прежде всего, обеспечить комфортное времяпрепровождение. С этой целью используют осветительные приборы, фонтаны с питьевой водой и урны для мусора.

Досуговые и игровые

Данные элементы применяют для организации досуга взрослых и детей. К этой категории МАФов относят: горки, песочницы, площадки для игры в баскетбол и волейбол, карусели и др. Их устанавливают в парках, на придомовых территориях многоквартирных домов и на приусадебных участках.

Данное оборудование позволяет создать особую среду в местах, где дети проводят много времени. Декоративные фигуры формируют у ребенка вкус и понимание красоты, расширяют кругозор, развивают ловкость, силу и фантазию.

Данные архитектурные формы изготавливаются из сверхпрочных материалов, обеспечивающих безопасность и надежность в процессе эксплуатации.

Качели и горки, маленький домик, песочница, оформленные в едином архитектурном стиле, гармонично впишутся в окружающий ландшафт.

Декоративные

Сооружения предназначены исключительно для украшения. В некоторых случаях могут нести функциональную нагрузку.

Основные конструкции данной категории:

  • Садовые фигуры и скульптуры. Данные архитектурные элементы являются изюминкой любого ландшафта. Их устанавливают на виду, что позволяет сделать участок оригинальным. Современные фигуры изготавливают из разных материалов. Большие конструкции размещают в укромных уголках парка или сада. Скульптуры небольшого размера располагают возле арок, вдоль дорожек или у крыльца.
  • Фонтаны. Такая конструкция станет оригинальным украшением любого участка. Она может устанавливаться непосредственно в искусственном водоеме, либо стоять обособлено. Существует много разновидностей фонтанов.
  • Ротонды, беседки. Практичные МАФы для досуга, которые дизайнеры используют для благоустройства зон отдыха в парках, скверах и на садовых участках в качестве центрального элемента. Зачастую их размещают вблизи водоема. МАФы этого вида могут иметь закрытые или открытые стены, а также крышу разной формы. Сооружения изготавливают из любого материала.
  • Перголы и арки. Данные конструкции применяют с целью украшения участка и зонирования территории. Их изготавливают из металла, дерева, камня или бетона. Зачастую они украшены растительностью. Пергола – конструкция из соединенных между собой арок. Внешне она напоминает зеленый тоннель. Элемент удобен для зонирования территории и создания защиты от солнечных лучей. Такие МАФы устанавливают между беседкой и домом или бассейном.
  • Вазоны. Применяют для высаживания растений. Они могут иметь разную форму и расцветку. Главное, чтобы вазон гармонично сочетался с растениями, которые будут в него высажены. Они бывают переносные или стационарные. Первые позволяют заносить растения на зимний период в дом.
  • Декоративные мостики. Конструкции предназначены для установки над водоемами, небольшими оврагами, «сухими ручьями» из растений или разноцветного камня. Элементы могут иметь прямую или изогнутую форму.

Что относится с Мафам в благоустройстве

Красивое городское пространство невозможно представить без МАФов благоустройства. Универсальные стандартные малые архитектурные формы изготавливают из типовых конструкций, либо разрабатывают под конкретный ландшафтный дизайн по индивидуальному проекту.

Каждый вид представлен большим ассортиментом. Для благоустройства городской среды используют:

  • скульптуры и фонтаны;
  • ограждения;
  • лестницы;
  • фонари, светильники;
  • устройства для размещения рекламы и афиш;
  • информационные щиты;
  • вазоны и клумбы;
  • небольшие конструкции монументальной архитектуры и др.

Большую категорию МАФ включают парково-садовые элементы. Сюда относят скамьи, перголы, беседки, ротонды, вазоны.

Еще одна категория – игровые и детские комплексы, которые призваны обеспечить активный досуг взрослых и детей. Другое название данных малых архитектурных форм –физкультурного и развлекательного назначения. Конструкции используют для оформления придомовых территорий в микрорайонах, а также устанавливают в скверах и парках.

Для благоустройства применяют следующие МАФ этой категории:

  • качели и горки;
  • спортивное и игровое оборудование;
  • песочницы;
  • шведские стенки;
  • тренажеры для установки на улице.

Выбирая малые архитектурные формы, придерживаются одного стиля. При этом они должны гармонично вписаться в общую концепцию территории и сочетаться с ее оформлением. Соблюдая эти простые условия, можно создать действительно комфортное и эстетичное городское пространство. Современные производители могут воплотить в жизнь любые идеи малых архитектурных форм благодаря использованию различных материалов.

Строительство малых архитектурных форм - беседки, мостики, скамейки и пр.

  • Назначение
  • Виды малых архитектурных форм
    • Трельяж
    • Арка 
    • Пергола 
    • Боскеты
    • Вазоны 
    • Беседки 
    • Бельведер
    • Мостики
    • Лестницы
    • Подпорные стенки
    • Скамейки 
    • Скульптуры и фигуры
    • Фонари
  • Примеры наших работ

ГК "Зеленый город" предлагает услуги по строительству малых архитектурных форм всех фидов и любого уровня сложности. В нашем каталоге Вы можете выбрать и купить некоторые готовые виды МАФ для самостоятельного благоустройства.

Законченный облик саду придают особые сооружения, которые получили название «малые архитектурные формы». Различные беседки, арки, трельяжи, вазоны, фонтаны, садовые скульптуры и другие рукотворные объекты – все это малые архитектурные формы. Их называют малыми, так как по размерам они всегда меньше основной постройки участка – жилого дома. Ну а приставка «архитектурные» говорит о том, что, как правило, к их созданию причастен архитектор или строитель.

Малые архитектурные формы (сокращенно их называют МАФ) - являются одним из основных элементов декоративного оформления и благоустройства общественных мест и территорий жилой застройки: садов, парков, частных усадеб, городских территорий, общественных мест развлекательного и спортивного направления.

МАФ дополняют дизайн ландшафта, помогают создать определенный стиль и подчеркнуть индивидуальность каждого участка или городской территории, гармонично сочетая удобство и оригинальный дизайн, украшают и добавляют эстетическую привлекательность окружающему пространству.

Назначение

По своему назначению малые архитектурные формы условно делятся на три типа:

  • Универсальные (для повсеместного ежедневного использования) — вазоны для цветов, фонари, скамейки, мусорные урны и пр.;

  • Декоративные (для украшения среды) — статуи и скульптуры разных форм, фонтаны, беседки, мозаичные основания бассейна, мостики и искусственные ручьи;

  • Развлекательно-спортивные (для детских и спортивных игр) — песочницы, качели, горки, шведская стенка.

Другой способ деления малых архитектурных форм по назначению:

  1. Архитектурные формы для украшения сада, призванные вызывать визуально-эстетическое наслаждение и создавать уютную атмосферу: садовые статуи и скульптуры, декоративные фигурки, фонтаны и вазоны.

  2. Прикладные архитектурные формы, отвечающие за комфортные условия проживания и отдыха:

  • МАФ для разграничения пространства.  Они визуально разделяют пространство на 

  • функционально обособленные части, например, отделяют зону отдыха от рабочей, скрывают инвентарь и инструменты за перегородкой или навесом. К таким формам относятся: декоративные ограждения, лестницы, мостики, подпорные стенки, арки, скульптуры, вазоны и топиарии.

  • МАФ, необходимые для обустройства мест отдыха: беседки, садовая мебель, скамейки, качели, мангалы и барбекю, детские игровые комплексы и спортивные площадки.

  • МАФ, обеспечивающие удобство использования территории: фонари и светильники, урны, фонтанчики для питья.

Также малые архитектурные формы различают и в зависимости от использования растений:

Чтобы правильно разместить малые архитектурные формы в саду, независимо от того, беседка это или декоративная фигурка, нужно учитывать все: их цвет, форму, фон, на котором они будут размещаться, общую стилистику окружающего пространства и основного здания, расположенные рядом растения и прочие элементы ландшафта, чтобы не нарушить общую гармонию сада.

С особым вниманием нужно подбирать МАФ в небольших садах - даже небольшая ошибка здесь может стать роковой и испортить общее впечатление от ландшафта. В этом случае лучше отказаться от большого количества декоративных элементов и остановить свой выбор на сдержанном, элегантном стиле.

Виды малых архитектурных форм

Существует огромное множество МАФ, позволяющих качественно изменить пространство сада и внести в него неожиданные нотки

Трельяж

Это легкая садовая решетка из дерева или металла, которая служит опорой для вьющихся растений.

Из нескольких садовых решеток можно создать декоративную зеленую ширму, которая защитит от посторонних взглядов хозяйственные постройки или иные неприглядные постройки в саду.

Также, объединив несколько решеток, можно создать своеобразную беседку или теневой уголок, защищающий от солнечных лучей.

Можно использовать решетку с самым разнообразным рисунком, так как в летнее время они будут полностью закрыты распустившимся листьями и цветами.

Арка 

Это округлая конструкция, которая используется для разделения какой-либо части приусадебной территории на несколько зон.

Арка может использоваться как самостоятельный архитектурный элемент, например, в виде «калитки» при входе в другую функциональную зону.

Можно разместить арку, увитую вьющимися растениями, вдоль садовой дорожки для отдыха от летнего зноя.

Соединив несколько арок вместе, можно получить настоящий теневой тоннель – прекрасное место для летней прогулки.

Арки могут быть деревянными или металлическими.

Очень эффектно выглядят арки, обвитые декоративными лианами или вьющимися цветами, например виноградной лозой или клематисами.

Арка, увитая цветами, станет достойным украшением вашего сада.

Пергола 

Представляет собой ажурный навес из нескольких арок и стоек, с ажурным перекрытием, которое служит опорой для вьющихся растений (хмель, каприфоль, плющ, клематисы, плетистые розы, декоративный виноград и пр.).

С помощью пергол, увитых лианами и другими вьющимися растениями, можно создавать уютные живописные теневые навесы в виде галереи, зеленого коридора или тоннеля, защищающие от яркого солнца.

Также перголу можно использовать в качестве зеленой беседки, в которой нет стен, а опоры, увитые лианами, закрывают ее внутреннее пространство, создавая атмосферу таинственности и уединения.

В отличие от трельяжа пергола является объемно-пространственным сооружением.

Боскеты

Это «зеленые комнаты», которые получаются после декоративной стрижки кустов или деревьев, высаженных в высокие живые изгороди, имеющие четкие геометрические формы.

Классический вариант боскета — это компактный куст, кроне которого придана квадратная форма.

Боскеты эффектно смотрятся на больших участках или по периметру импровизированного зеленого лабиринта.

Вазоны 

Крупные конструкции, в которых высаживают цветочные и древесные растения.

Они бывают всевозможных форм и расцветок.

Вазоны бывают переносные и стационарные, в зависимости от ваших предпочтений, климатических условий и ассортимента используемых растений.

Форма и материал вазонов должны соответствовать общей стилистике сада.

Беседки 

Это наиболее распространенные архитектурные сооружения для сада, предназначенные для комфортного отдыха на свежем воздухе.

Для защиты от дождя и ветра беседки должны иметь крышу и с одной или двух сторон непродуваемую стенку.

Внешний вид беседок может быть самым разнообразным, также как и используемые материалы.

При размещении беседок следует учитывать особенности рельефа, ландшафтную композицию, наличие открытых пространств, а также размещение архитектурных объектов.

Обычно беседки устанавливают на повышенных участках с таким расчетом, чтобы из них открывался живописный вид на окружающий ландшафт или водоем.

Беседка может быть не только уютным уголком для тихого отдыха, но и стать оригинальным украшением загородной приусадебной территории.

Бельведер

Смотровая площадка, огражденная по периметру колоннами или парапетом.

Она может иметь куполообразную крышу или вообще быть без перекрытия.

В плане форма бельведера может быть различной: круглой, квадратной, восьмиугольной.

Бельведер гармонично смотрится в большом живописном саду, где есть высокий холм или другая крутая возвышенность, с которого можно любоваться окружающими красотами.

Мостики

Стильные конструкции из дерева, камня, бетона или металла на участке с водными объектами (водоемы, ручьи, овраги).

Мостики могут выполнять как декоративную роль, так и служить для перехода с одного берега водоема или ручья на другой.

Чаще всего мостики размещают в садах восточного или пейзажного стиля.

Лестницы

Служат для соединения участков разной высоты.

Чтобы обеспечить комфортный переход с уровня на уровень можно выложить одиночные ступеньки или целые лестницы, гармонично вписав ее в существующую дорожно-тропиночную сеть.

Лестницы делают из кирпича, природного камня, тротуарной плитки, бетона или крепких пород дерева.

При установке лестницы необходимо обеспечить гармоничное сочетание с дорожкой как по стилю исполнения, так и по используемым материалам.

На открытом пространстве к лестницам устанавливают перила или высаживают низкорослые бордюрные растения.

Подпорные стенки

Необходимы на участках со сложным рельефом, когда откосы и склоны требуют дополнительного укрепления.

Подпорные стенки можно делать из камня, кирпича, брёвен или бетона.

Строительство стенки, защищающей склон от сползания и выветривания, — очень трудоёмкое занятие и потребует помощи профессиональных рабочих.

Скамейки 

Самый распространённый пример садовой мебели и необходимый элемент внешнего благоустройства.

Садовая скамейка является непременной принадлежностью сада, которая позволяет отдохнуть и полюбоваться красивыми цветниками, фонтаном или жизнью прудовых обитателей. Или являться декоративным элементом ландшафтной композиции.

Скамейки требуют обоснованного размещения и особого отношения к внешнему виду, отвечающему современному эстетическому уровню.

Изготавливают садовые скамейки из различных материалов: дерева, металла или камня.

Скамейки делают сад уютным, располагающим к отдыху.

Скульптуры и фигуры

Относятся к малым архитектурным формам и являются истинным украшением сада.

Размещая садовые скульптуры, необходимо придерживаться общей стилистике сада, чтобы не внести дисгармонию.

Садовые скульптуры и фигуры не несут функциональной нагрузки, но являются изюминкой архитектурного ансамбля, подчеркивая его индивидуальность.

Их устанавливают на легкодоступных взору местах: высокие скульптуры — в низинах, более мелкие (фигуры) — на возвышениях.

Наиболее часто используются скульптуры из мрамора, гипса и поделочных камней.

Фонари

Садовые светильники являются важной составляющей ландшафтного дизайна и гармоничного дополнения сада, придавая ему чарующее своеобразие и выделяя светом наиболее выгодные композиционные точки.

Садово-парковые фонари являются не только осветительным прибором, но и архитектурным элементом ландшафтного дизайна, поэтому подбирать этот аксессуар нужно с умом.  

Садовые фонари устанавливают у входа к основным постройкам (дом, гараж), вдоль дорожек, у водоемов, цветников, садовых скульптур и деревьев.

Грамотно подобранные светильники обеспечат комфорт и безопасность на участке в темное время суток, а также подчеркнут неповторимость и красоту Вашего сада.

В ландшафтном дизайне все малые архитектурные формы должны сочетать в себе внешнюю привлекательность и комфортность, гармонировать с окружающим ландшафтом, оживляя его и расставляя необходимые акценты.

 

Уличные светильники FUMAGALLI

Уличные светильники EGLO

Светильники Moonlight

Тротуарные светильники Beckstone

Светильники FX Luminaire

 

Примеры наших работ

 

Понимание архитектурной формы - archisoup

Хлеб и масло профессии архитектора сосредоточены вокруг формы структур, которые мы создаем как дизайнеры. Именно с помощью этих элементов мы формируем пространство вокруг себя, формируя новые смысловые и функциональные места.

В этой статье мы обсудим принципы, элементы и функции архитектурной формы, чтобы помочь вам понять тонкости этого фундаментального архитектурного краеугольного камня с целью дальнейшего развития вашего концептуального процесса разработки.

Что такое архитектурная форма?

Архитектура — это трехмерная среда, выраженная в формах, обволакивающих окружающее нас пространство. Форма используется для описания элементов здания, которые определяют его общую форму, размер, пропорции и профиль. Он относится к внешнему виду здания как трехмерного объема и может применяться как к внешнему, так и к внутреннему пространству.

Здания можно интерпретировать как совокупность форм, масс, линий и других элементов, собранных вместе в определенном пространстве.

Важность формы в архитектуре

Архитектурная форма — один из самых почитаемых аспектов профессии. Часто именно это делает здания запоминающимися, знаковыми и, что наиболее важно, более значимыми для их обитателей.

Еще в 27 году до н. э. Витрувий ввел латинские термины для обозначения трех основных принципов архитектуры; Firmitas , Utilitas и Venustas . Эти три аспекта продолжают оставаться важными свойствами архитектурного дизайна. Firmitas означает силу или стабильность, utilitas означает функциональность и использование, а venustas означает форму и красоту.

Форма – это средство выражения и перевода понятий. Это также то, что в конечном итоге заполняет и разделяет пространство, в котором мы живем. Форма в архитектуре может иметь большое символическое и культурное значение и может преобразовывать пространство к лучшему или к худшему.

Как форма используется для воздействия на архитектурный дизайн?

В приведенном ниже списке перечислены различные типы и категории архитектурных форм, а также то, как их можно использовать для влияния на проектные решения при создании как внутренних, так и внешних пространств.

Первичные элементы

Первичные элементы — это основные формы и формы, которые можно получить, упростив более сложные формы. Это основные геометрические элементы, формирующие окружающий нас мир.

Первичные формы и тела

Простейшие формы известны как первичные формы. К основным формам относятся круги, треугольники и квадраты. Каждая форма может быть создана комбинацией основных форм. При повороте или расширении основные формы могут создавать трехмерные объемы, известные как основные тела.

Эти основные твердые вещества отличаются простой формой.

Круг

Круги централизованы и обеспечивают устойчивость композиции. Они по своей природе эгоцентричны и помогают централизовать плоскость или пространство. При расположении рядом с прямыми линиями и пересечениями под углом круги могут создавать впечатление вращения и движения.

Будучи круглыми по своей природе, круги придают форме изгибы и гладкие края, и их можно использовать для смягчения жесткости прямых линий и заостренных углов.

Треугольник

Треугольник известен как одна из самых устойчивых фигур с точки зрения структурной формы. При покое на одной из сторон форма устойчива, но при повороте на одну из своих вершин состояние равновесия треугольника становится более динамичным.

При равновесии на одной из угловых точек треугольник имеет физическую тенденцию падать на одну сторону. Даже если треугольник закреплен или прикреплен к поверхности, может показаться, что он падает, даже если он стоит на месте.

Квадрат

Квадрат — это четырехугольник с четырьмя равными сторонами. Квадраты часто представляют баланс, чистоту и душевную стойкость. Они нейтральны по своей природе, не имеют четкого направления.

Подобно треугольнику, квадрат стабилен, когда опирается на одну из своих четырех сторон, но становится более динамичным, если его положить на один из углов.

Правильные и неправильные формы

Правильные и неправильные формы – Когда твердые тела описываются с определенными и постоянными геометрическими свойствами, такие тела называются правильными формами. Правильные формы, как правило, симметричны, с прямыми углами и одинаковыми сторонами по всему периметру. Они кажутся более стабильными, с постоянными формами и углами.

Если стороны одинаковой формы не конгруэнтны или ось экструзии не является вертикальной или горизонтальной, форма может быть описана как неправильная. Неправильные формы состоят из различных частей, которые непоследовательно связаны друг с другом. Эти неправильные атрибуты не изменяют форму твердого тела, но заставляют его отклоняться от переменных, воплощенных в правильном твердом теле.

В архитектуре пространство проектируется с учетом как твердой массы, так и пространственных пустот внутри нее. Здания могут иметь как правильную, так и неправильную форму, и каждое может быть заключено или переплетено с другим.

Сфера

Сфера — это твердое тело, созданное путем вращения окружности на 180 градусов или полукруга, вращающегося на 360 градусов. Правильная сфера имеет поверхность, которая находится на одинаковом расстоянии от центральной точки по всей окружности, что делает ее идеально круглым телом.

Сферы имеют много общего со своей базовой формой, кругом. Они самоцентрируются и кажутся устойчивыми на ровной поверхности.

Цилиндр

Цилиндры создаются путем выдавливания круга вдоль центральной оси или вращения прямоугольника в одном направлении. Цилиндр имеет круглую поверхность, огибающую его стороны, с двумя круглыми гранями на каждом конце.

Он устойчив, когда стоит на одном из своих плоских круглых концов, но может стать менее устойчивым, если его расположить под углом или вдоль круглых сторон.

Конус

Конус представляет собой твердое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника с вертикальной стороной на месте. Вертикальная сторона становится центральной точкой, соединяющей круглое основание с конечной точкой его сужающейся поверхности.

Когда в качестве основания используется круглая грань, конус стабилен и сбалансирован, но при наклоне в сторону он может стать более динамичным и склонным к движению.

Пирамида

Пирамида состоит из многоугольного основания, вершины которого ведут к ребрам, которые сходятся в одной точке на противоположном конце. Его сужающаяся форма создает треугольные стороны, ограничивающие пространство между базовым многоугольником и конечной вершиной.

Все стороны пирамиды плоские, что делает ее в целом устойчивой независимо от того, на какой грани она расположена. Пирамида становится неустойчивой только тогда, когда ее ставят на вершину, ребро или угол.

Куб

Кубики изготавливаются методом экструзии квадрата в перпендикулярном направлении от лицевой стороны квадрата. Он состоит из шести равных сторон, каждая из которых представляет собой квадрат. Куб не имеет определенного направления, что делает его статичным по форме и устойчивым с любой стороны.

Имея одинаковые размеры повсюду, ему не хватает динамичного движения, и он сохраняет одинаковый внешний вид со всех сторон.

Трансформация формы

Из первичных элементов все другие формы можно понимать как трансформацию твердых тел из их первичной формы в другие формы и объемы. Это преобразование может происходить путем манипулирования его размерами или путем добавления или вычитания элементов.

Вычитающие формы

Вычитающее преобразование включает удаление одной или нескольких частей объема формы для получения новой формы. Эта новая форма может преобразовать твердое тело в другое семейство или остаться частью исходного твердого семейства в зависимости от степени трансформации.

Если, например, правильную пирамиду разрезать горизонтально у основания, она все равно будет правильной пирамидой. Однако, если из формы пирамиды вычесть заостренный кончик, она станет усеченной пирамидой.

Вычитательные формы распространены в архитектуре. Их можно использовать для создания фенестраций или углублений для таких вещей, как входы, окна и дворы. Их также можно использовать для создания динамических объемов, которые пропускают солнечный свет и ветер во внутренние помещения или обеспечивают защиту от природных стихий.

Аддитивные формы

Аддитивные формы относятся к преобразованию посредством добавления элементов. Степень аддитивного преобразования зависит от количества добавляемых частей, а также от их размещения и размера. Эти аддитивные формы могут изменить исходное твердое тело или привести к тому, что форма полностью изменит свой профиль.

В отличие от субтрактивных форм, где части удаляются, аддитивные формы вводят новые части в объем, который может быть меньше или больше, чем исходное твердое тело. Есть много различных способов, которыми эти формы могут быть сгруппированы. Вот некоторые из наиболее известных соотношений аддитивных форм:

Пространственное напряжение

В пространственном напряжении формы и части связаны друг с другом тесной близостью, образуя большую группу, которая представляет всю форму. Этот тип отношений не требует прямой привязанности. Как однажды сказал Аристотель: «Целое больше, чем сумма его частей». Пространственное напряжение охватывает всю группу целиком, и каждый дополнительный элемент играет неотъемлемую роль.

Край к краю

Отношения край к краю — это формы, которые имеют общее ребро в качестве точки линейного присоединения. Присоединенные тома могут быть простыми или сложными, если одно или несколько ребер встречаются или являются общими для них.

Лицом к лицу

В отношениях лицом к лицу участвуют две или более формы, которые вступают в контакт друг с другом вдоль плоских поверхностей. Эти поверхности соприкасаются параллельно друг другу, с выравниванием соседних краев или без него.

Взаимосвязь

Взаимосвязь предполагает столкновение или схождение форм. Переплетенные формы — это объемы, которые перекрывают друг друга или проникают друг в друга, создавая массу пересекающихся твердых тел.

Централизованный

Централизованная форма состоит из нескольких вторичных форм, расположенных вокруг центральной родительской формы. Центральная форма становится центральным элементом и обычно является акцентом композиции. Сферы, конусы и другие круглые тела хорошо работают в качестве центральной формы из-за их естественных свойств самоцентрирования.

Линейный

Линейные отношения достигаются путем расположения объемов в ряды или столбцы, создания линейных последовательностей через твердую массу, пустое пространство или возникающие узоры. Последовательные изменения размера или размера также могут создавать линейные отношения.

Радиальная

Радиальная форма относится к ряду объектов, расположенных вокруг центрального элемента ядра радиальным образом. Формы расширяются наружу в виде вращающегося узора, создавая более крупную композицию, которая обычно сходится в центре.

Кластер

Кластер — это группа форм, которые создают композицию за счет близости, размера, формы или функции. В отличие от других отношений, включающих организованную структуру, кластер можно сгруппировать и организовать без геометрического выравнивания или шаблона.

Сетка

Сетка — это способ организации форм в линейные строки и столбцы. Сетка может быть трехмерной и часто основана на наборе квадратов. Эта взаимосвязь позволяет размещать формы с постоянным пространством и расстоянием. Сетки также можно использовать для анализа или разделения группы или поверхности.

Столкновения геометрии

Обычно две или более геометрии сталкиваются, что приводит к новой составной форме. Эти сталкивающиеся формы или твердые тела могут иметь одинаковый размер и форму или вообще иметь разные атрибуты. Причин коллизии геометрии много, в том числе:

  • Для создания внутреннего пространства в существующей форме
  • Для символического или концептуального значения
  • Для удовлетворения функциональных требований формы
  • В качестве средства направления пространства в желаемые места участка
  • Для поддержания или нарушения симметрии в структуре
  • В зависимости от условий и контекста места

Масса и масштаб

Масса в архитектуре относится к физическому размеру или объему здания. Его можно интерпретировать как фактический размер здания по измерению или его относительный размер по контексту. Масса в сочетании с формой определяет форму.

Масштаб — это относительное восприятие размера. В архитектуре это относится к размеру здания по сравнению с другими контекстуальными элементами. Этими элементами могут быть знакомые архитектурные особенности, окружающие здания и достопримечательности или, чаще всего, человеческая фигура.

Человеческий масштаб часто используется в качестве стандарта для масштаба и измерения, чтобы гарантировать, что здания учитывают антропоморфную и эргономическую функциональность. Стандарты человеческого масштаба часто различаются в зависимости от региона, культуры и целевых пользователей объекта.

Архитекторы могут использовать масштаб, чтобы здание казалось больше или меньше его реального размера. Один дизайн также может содержать несколько разных масштабов для достижения более сложной визуальной и пространственной композиции.

Пропорция

В архитектурной композиции пропорция относится к физическим и пространственным отношениям одного элемента к другим присутствующим элементам и зданию в целом.

На протяжении столетий искусства и архитектуры было разработано несколько различных систем пропорций, помогающих организовывать и объединять части здания. Наиболее известными системами являются арифметическая, геометрическая, гармоническая, материальная или структурная.

Арифметика

Пропорции, которые следуют арифметической системе, используют математические и числовые функции для определения шаблонов и ограничений дизайна. Арифметические системы преобладают в древнегреческой архитектуре с четкими функциями, соотношениями и числовыми последовательностями, используемыми во многих из их самых знаковых структур.

Геометрический

Геометрическая система использует формы и геометрические значения для определения размера и масштаба архитектурных элементов. В классической архитектуре размеры здания часто измерялись диаметром классической колонны.

Точно так же многие фасады эпохи Возрождения использовали правильные формы и линии для создания упорядоченных конструкций на основе квадратов, кругов и треугольников. Золотое сечение — одно из самых распространенных применений геометрической пропорции.

Также выражается как Золотая середина, это одновременно геометрическая и арифметическая система пропорций, которую можно найти в архитектуре, дизайне продуктов и природе.

Harmonic

Гармонические пропорции вдохновлены древними открытиями повторяющихся гармоний в музыке. Он включает в себя использование повторяющихся соотношений, таких как 1:2, 2:3 или 3:4, в зданиях и помещениях для создания того, что многие считают гармоничным дизайном.

Это можно наблюдать в архитектуре римского Возрождения или позже в работах Палладио и венецианских музыкальных теоретиков, которые создали более сложную систему, основанную на мажорной и минорной терциях, с соотношением 4:5 или 5:6.

Материал

Принимая во внимание конструкцию и экономическую эффективность, многие здания спроектированы в соответствующих пропорциях в зависимости от используемых материалов. Поскольку большинство строительных материалов соответствуют стандартным отраслевым размерам, их размеры создают еще одну единицу измерения для здания.

Такие материалы, как деревянные доски, блоки бетонной кладки или кирпичи, производятся и продаются в обычных размерах, и эти размеры могут формировать дополнительный уровень пропорций для общего дизайна.

Несущие конструкции

Конструктивные элементы играют решающую роль в архитектурном дизайне и могут существенно влиять на пропорции здания. Структурные пропорции в значительной степени зависят от несущей способности и структурных требований каждого элемента.

Эти элементы применяются по мере необходимости и могут способствовать или нарушать систему пропорций.

Ритм

Ряд повторяющихся архитектурных элементов или форм можно описать как ритм. Это повторение может быть регулярным или комплексным. Ритм обычно можно наблюдать в повторяющихся окнах, арках, колоннах или молдингах.

Артикуляция

То, как поверхности здания соединяются вместе, чтобы определить форму, обычно называют артикуляцией. Это включает в себя обработку углов, краев, твердых тел и пустот, что способствует артикуляции формы здания.

Он также может включать внешний вид текстуры здания, его визуальный вес и общее сходство с чем-то другим.

Текстура

Текстура — это атрибут, в основном определяемый строительными материалами, но его также можно использовать для описания внешнего вида и качества поверхности различных архитектурных композиций. Такие материалы, как камень, можно сделать гладкими или шероховатыми, а также можно вырезать их, чтобы добавить больше глубины и рельефа.

Точно так же здание с множеством угловатых выступов на фасаде может казаться шероховатым или зазубренным, в то время как круглая органическая структура может казаться гладкой, но и то, и другое может иметь проемы или оконные проемы, которые придают глубину и характер их первоначальной форме.

Свет

Свет относится к способу освещения формы. Форма может восприниматься по-разному в зависимости от условий освещения во время просмотра. Таким образом, свет и тень играют неотъемлемую роль в создании форм, видимых человеческому глазу.

Кромки и углы

Кромки и углы формируются по периметру плоских поверхностей. Их часто можно встретить по периметру здания, а также на многих элементах фасада. Более сложная геометрия обычно приводит к большему количеству краев и углов на оболочке здания, и эти элементы часто тщательно сочленяются для достижения желаемого вида дизайна.

Углы присутствуют на стыке двух плоскостей. Это могут быть отдельные углы с плоскостями, физически соединенными, или они могут быть подразумеваемыми, с одной или несколькими гранями, отстоящими от другой.

Изменение направления углов приводит к контрасту света, и это можно использовать с пользой для дизайна, чтобы исследовать взаимодействие тени и тени. Они также могут быть оснащены различными материалами или архитектурными элементами, чтобы подчеркнуть изменение плоскости.

В случаях, когда четкий угол нежелателен, их можно закруглить, чтобы создать плавный переход между соседними плоскостями. Это может либо смягчить острый край, либо создать видимость непрерывной поверхности, в зависимости от радиуса закругленной кривой.

Как все это используется для артикуляции формы?

Перечислять все эти различные типы форм очень хорошо, но каково их практическое применение и как их понимание может сделать нас лучшими дизайнерами?

Пример архитектурной формы

Масштаб – Музей Метрополис в Амстердаме, разработанный Renzo Piano Workshop

Также известный как Музей науки и техники NEMO, это похожее на корабль здание окружено водой и облицовано предварительно окисленной медью с эффектными изгибами. и потрясающие удобства.

В его дизайне используются масштаб и текстура, чтобы создать отчетливое впечатление старого корабля в воде. Огромные размеры здания позволяют использовать живописные террасы на крыше, которые дополняют его морской стиль.

Surface – Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, спроектированный Frank Gehry Architects

Знаменитый музей Гуггенхайма в Бильбао помог Фрэнку Гери стать одним из самых выдающихся архитекторов той эпохи. Это также продемонстрировало мастерство Гери в использовании поверхностей в качестве определяющих черт здания.

Внешний вид музея окутан широкими металлическими формами, которые плавно изгибаются и переплетаются. Не бывает двух одинаковых углов, но структура сохраняет единство и согласованность со всех сторон.

Благодаря отражающим материалам свет и цвет отражались между каждой поверхностью, отбрасывая тонкие оттенки на фасад в течение дня.

Месса – Церковь Сан-Паоло-Апостоло от Studio Fuksas

Церковь Сан-Паоло-Апостоло находится в Фолиньо, Италия. Он также известен как приходской комплекс Святого Паоло и был спроектирован как символ возрождения после землетрясений в Умбрии и Марке 1997.

Его основная форма высокая и квадратная, с абстрактными пустотами, прорезающими его массивный бетонный фасад. Эти пустоты создают глубокие окна, которые позволяют свету проникать в просторные интерьеры церкви.

Внушительное присутствие здания делает его решающим ориентиром в этом районе, что является одной из ключевых целей первоначального задания на участие в конкурсе.

Distortion – JustK от Amunt Architekten und Nagel Tehissen

JustK – жилой проект, расположенный в Германии. Этот дом для одной семьи известен своей уникальной формой, которая возникла в результате адаптации к контексту участка, конкретным строительным нормам, требованиям к интерьеру и видам на близлежащий замок.

Наружные стены и крыша имеют одинаковые цвета и материалы, из-за чего дом кажется искаженным телом с динамическими углами и пространствами.

Inclusion – Overkapping Commandants, победивший в Oving Architekten

Этот мощный проект заключался в заключении старого дома концлагеря нацистского командира в ограждение из стекла и стали. Стеклянная витрина служит мемориалом жертвам Холокоста во время Второй мировой войны и служит для сохранения здания для образовательных и исторических мероприятий.

Внешняя конструкция выполнена в минимально инвазивной форме, чтобы подчеркнуть внутреннее содержание и сохранить дом как центр исторической значимости. Этот способ аддитивной формы известен как включение.

Компания Oving Architekten разработала большую прозрачную призму вокруг дома, которая эффективно останавливает воздействие погодных условий на участок, не закрывая обзор его первоначального состояния.

Ссылка – Музей Нельсона Аткинса от Steven Holl Architects

Это современное дополнение к 1933 классический «Храм искусства» помогает создать взаимодействие между старым и новым. Дизайн представляет собой последовательность из пяти «линз», предназначенных для того, чтобы посетители совершили историческое и культурное путешествие по музею.

Резьбовое звено между каждой линзой позволяет новому зданию гармонично вписаться в окружающий ландшафт вокруг исходной постройки.

Открытый/Закрытый – Летний павильон от SANNA

Летний павильон SANNA имеет большие навесы с тонкой крышей и многочисленные тонкие стальные опоры для поддержки. Колонны загибаются под его изогнутыми карнизами, создавая границу без ограждения, ощущение стены без барьера.

В результате получается среда, в которой стираются границы между внешним и внутренним пространством, между открытым пространством и защищенным и затененным.

Embedded – Aloni by Deca Architecture

Дом Алони в Греции – прекрасный пример ландшафтной интеграции в архитектуре. Здание расположено в седловине, где встречаются два склона, а его линейная форма встроена в естественную топографию участка.

Окружающий ландшафт продолжается над крышей здания, соединенной плато из травы и растительности, которое еще больше скрывает массу дома. Его архитектуру раскрывают каменные стены и четыре внутренних двора, высеченных в холмистой местности.

Дизайн отдает дань уважения сельскохозяйственным корням этого места и создает прочную связь между застроенными и естественными условиями его окружения.

В заключение…

Форма лежит в основе архитектурного дизайна и несет в себе бесконечные возможности в пространстве и массе.

Понимание основ формы поможет вам максимально раскрыть свой творческий потенциал при работе с трехмерными объемами, что приведет к созданию более сложных и осмысленных архитектурных проектов.

Независимо от того, являетесь ли вы студентом, молодым специалистом или опытным архитектором, всегда есть новые способы исследовать форму в дизайне.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Автор:

Карепов Г.Е.

Липовцева С.Р.

(Карепов Г.Е., Липовцева С.Р.: Институт архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета. Российская Федерация, г. Красноярск, ул. Свободного, 79, 660041 e-mail: [email protected], sofiya. [email protected] )

Материалы XXV Международной конференции ISUF «Городской облик и социальный контекст: от традиций к новейшим требованиям» (Красноярск, 5–9 июля 2018 г.)

Тезисы:

В статье представлены результаты исследования влияния малые архитектурные формы по организации общественных пространств в Красноярске - сквер, уличная территория. Процесс благоустройства современного города включает в себя грамотную структурную организацию ландшафта и рекреационных зон. По законам градостроительства этот фактор стимулирует социальную активность, стимулирующую исторический прогресс. В рамках исследования места формирования социокультурных трансформаций в градостроительном контексте авторы исследовали способы организации рекреационных зон, специфику проектирования открытых городских пространств. Малые архитектурные формы являются одним из основных элементов ландшафтообразования. Их самодостаточность и востребованность подтверждается наличием территории реализации, применения в процессе жизнедеятельности общества. Их используют при создании камерных пространств. Это связано со способностью малых архитектурных форм создавать камерные, уютные пространства. Объемно-пространственные композиции с их участием регулярно используются на городских площадях с целью организации детских площадок, мест проведения общественно значимых мероприятий. Уже сложившаяся традиция имеет исторический контекст, позволяющий анализировать трансформацию идеологического состояния общества. Изменение характера торжеств напрямую связано с их причиной. Это сказывается на эргономичной, масштабной структурной организации рекреационных зон. Необходимо отметить влияние научно-технического прогресса, повлиявшего на способ реализации малых архитектурных форм. По результатам трансформации функций и форм общественных пространств можно судить об изменении социокультурного аспекта архитектурной среды. Он выражается в масштабности, художественном оформлении малых архитектурных форм, сезонных игровых пространств. Морфологические свойства общественных пространств, организованных с участием малых архитектурных форм, становятся активным формообразующим элементом пространства.


Learn more